Любовь Лехова
Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.
Формирование навыков звукового анализа – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для первоклассников с нарушением интеллекта - это сложное испытание, которое им не по силам без специальной коррекционной помощи.
Публикация «Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ,» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей с нарушением интеллекта, поскольку слово представляет собой определённую пространственно-временную последовательности звуков. Уже при логопедическом обследовании обнаруживается, что у детей с нарушением интеллекта отмечаются трудности при ориентировке в пространстве. Они не владеют понятиями «слева, справа, перед, за, между, в начале, в середине, в конце».
Несформированность навыка звукового анализа оказывает отрицательное влияние на развитие и обучение ребёнка. Своевременная и целенаправленная работа по его развитию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы. Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ. На логопедических занятиях я использую различные игровые приёмы, способствующие формированию навыков звукового анализа.
Определение наличия звука в слове.
Игры:«Ловишки», «Топни, хлопни»,«Открывай воротики».
Игры с мячом: «Поймай мяч, если услышишь в слове звук…»
«Подбери картинки с заданным звуком»
Дифференциация слов сходных по звучанию.
Задание: «Похожи или нет». Предлагаются пары картинок:
Использование опорных схем для определения первого, последнего звуков в слове, определения места звука в слове.
Игра «Чудесный мешочек» - учащиеся с помощью тактильных ощущений узнают предмет, достают и определяют место заданного звука в названии предмета.
Дифференциация фонем. Гласные звуки.
Дети находят гласные звуки в трехзвуковых словах.
Дифференциация согласных звуков.
Определение места заданного звука и дифференциация твердого- мягкого согласного звуков с помощью камешков марблс.
Использование прищепок для дифференциации согласных звуков.
Дифференциация гласного и согласного звуков с помощью цветных коробочек.
Использование прищепок для определения и характеристики первого (последнего) звука в слове.
Определение наличия звука в слове с использованием шнуровки.
Определение места заданного звука в слове и его характеристика с помощью крышек.
Определение последовательности звуков в слове.
Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава.
Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Определение последовательности звуков в слове с помощью прищепок.
Определение последовательности звуков в слове с использованием магнитов.
Определение последовательности звуков с использованием перфокарт.
Игра: «Подбери слово к схеме».