Лучший педагог года

Использование игровых упражнений по совершенствованию мелкой моторики рук

Марина Высоцкая
Использование игровых упражнений по совершенствованию мелкой моторики рук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 99 г. Липецка

Использование игровых упражнений по совершенствованию

мелкой моторики рук как средство речевого развития

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В настоящее время сложилось такое противоречие, что многие методики по коррекции общего недоразвития речи содержат недостаточное количество упражнений на улучшение моторного навыка, или же совсем исключают такого рода задания. Этот факт существенно влияет на количество детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях и школах. Именно это положение делает тему нашей работы «Использование игровых упражнений по совершенствованию мелкой моторики рук как средство речевого развития у детей с общим недоразвитием речи» актуальной. Ведь понимание педагогами, логопедами, родителями сущности и значимости включения в коррекционную работу занятий для развития кистевой моторики помогут ребенку быстрее и эффективнее преодолеть многие нарушения речи, включая общее недоразвитие речи, что в будущем исключит возможных проблем в школе (общее отставание в развитии, трудное обучение навыку письма и чтения, и др.).

Публикация «Использование игровых упражнений по совершенствованию мелкой моторики рук» размещена в разделах

Ведущей целью моей работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой речевого развития, я считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, коррекция речевого развития ребенка, подготовка к обучению в школе.

Для достижения этой цели я поставила перед собой решение следующих задач: максимальное использование разнообразных видов детской деятельности для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, стимулирование развития детей во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой, оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам развития мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Исследования ученых показали, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося к нему человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки в большей степени начинают выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движений рук по направлению к нему.

Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми не казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т. е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они не преднамеренны.

Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 3-4 месяцев. В этот период целесообразно проводить упражнения рефлекторного характера, используя данный от природы хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, поочередно в каждую руку вкладывается шарик (диаметром 2-2,5 см). Подбирают шарики различные по весу, по материалу (пластмассовый, деревянный, резиновый, а также самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые или мягкие. Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Это позволяет:

регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию, что обуславливает необходимость специальной работы по коррекции тонкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование двигательных функций, в том числе тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление, «мышление в действии». Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости) оказывают стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь и некоторые другие мелкие предметы (игрушки) : скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.

Особое место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Для штриховки можно использовать книги для раскрашивания. Но следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку для зрения и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессори», которые готовят детей к овладению письмом и рисованием: вырабатывают умение владеть карандашом, дают «твердость руки», умение проводить линии по линейке, угольнику, лекалам и на глаз, различать геометрические фигуры и видеть линии – контуры.

Все графические упражнения важны не только для развития мелкой моторики и координации движений руки, но и для развития зрительного восприятия, внимания, успешного овладения письмом.

На уровне слухового восприятия работа по развитию тонкой моторики кистей рук начинается с «пальчиковых игр». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить в семье, в детском саду и яслях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

По моему мнению, для освоения мелких движений полезно заниматься: выкладыванием узоров мозаики; фитодизайном (составление картин из растений); вышивкой, вязанием, макраме, скруток (скручивание русских народных кукол из лоскутков ткани; конструированием из кубиков, сначала по образу, затем по памяти и произвольно; раскладыванием и складыванием разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек и т. д.); составление предметных разрезных картинок; складыванием из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв; вырезанием полосок, фигурок по контурам;

Как мне кажется, развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков, узелков.

Упражнения по тренировке мелкой моторики рук надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Если ребенок с ОНР затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок выполняет в начале движения пальцами пассивно, с помощью взрослого.

Итак, подводя итог своей статьи можно сказать, что проведение игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать как можно раньше, чтобы избежать многих проблем в будущем речевом, моторном, психическом развитии ребенка.

Многообразие игр и упражнений по развитию тонких движений пальцев рук позволяет при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, использовать именно те упражнения и игры, которые будут наиболее интересны как целой группе детей, так и каждому ребенку в отдельности, будут вызывать у них положительные эмоции при выполнении того или иного задания, будут максимально, всесторонне развивать ребенка. Это очень важно, так как основная цель игр – вызвать у ребенка интерес, положительные эмоции, снять усталость, напряжение, а также, незаметно для самого ребенка, корректировать имеющиеся у него недостатки и нарушения развития.

г. Липецк

2022г.

Публикации по теме:

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигудиИспользование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди Тема: «Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук». Мягкие бигуди. Лариса Гацко. Блог. Развитие мелкой моторики.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс для родителей «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста» Мастер- класс для молодых родителей на тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми младшего возраста».

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых упражнений по совершенствованию мелкой моторики рук
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 13:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД