Лучший педагог года

Использование ИКТ в логопедической практике

Инна Батырь
Использование ИКТ в логопедической практике

Использование ИКТ в логопедической практике

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эти занятия были интересными и разнообразными.

Публикация «Использование ИКТ в логопедической практике» размещена в разделах

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.

Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами, а в науке соответствующими теориями и принципами.

Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства. Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. В условиях динамично меняющего мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментально значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Становится аксиомой и то, что использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления:

Документация, диагностика, инд. занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.

Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся профессионально интерпретированные результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать. Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.

Возможности информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми очень разнообразны:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;

- развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости материала запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.

В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ :

- использование интерактивной доски;

- создание собственных мультимедийных проектов;

- использование Интернет-ресурсов;

Использование компьютерных программ.

При подготовке к НОД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила, по которым:

Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.

Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)

Применение компьютерной техники позволяет сделать образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников я использую обучающие компьютерные программы:

- «Баба Яга учится читать»;

- «Игры для Тигры»;

- комплект «Дошколка»;

- так же стала создавать свои собственные.

Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов – флипчартов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.

Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог - ребенок – родитель».

Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.

Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ. ru, «Мультиурок».

Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельности и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование конструктора «Лего» в педагогической практике ДОУ Конструктор «Лего» используется в играх детьми разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. В последние годы стали появляться.

Использование наглядного моделирования в логопедической работе Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наиболее актуальна. На этапе обучения.

Использование проектной деятельности в логопедической работе. В помощь логопедам .

Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуковИспользование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков Актуальность. В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе» Мастер-класс для педагогического коллектива на тему «Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками» Разработала.

Наглядное использование нетрадиционного или бросового материала на практике в среднем дошкольном возрастеНаглядное использование нетрадиционного или бросового материала на практике в среднем дошкольном возрасте Хочу поделиться своими работами с нетрадиционным материалом. Очень люблю применять в художественной изобразительности всё, что мы любим.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в логопедической практике
Опубликовано: 16 января 2016 в 22:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД