МААМ-картинки

Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Ольга Никитина
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Однако здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего детства. Результаты статистики свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей практически нет. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические, медицинские. Одна из таких причин невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст самое благоприятное время для формирования основ здорового образа жизни, т. е. выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Публикация «Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Основной целью оздоровительной работы считаем :

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие моторных и сенсорных функций.

2. Формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций.

4. Воспитание гармонично – развитой личности.

Предполагаемые итоги комплексной оздоровительной работы

1. Формирование у детей представления о здоровом образе жизни.

2. Обеспечение оптимального уровня двигательной активности.

3. Формирование основ гигиенической культуры.

4. Воспитание у детей потребности в здоровье /соматическом, физическом, психическом/.

5. Положительная динамика в снижении заболеваемости и оздоровлении детей.

Первым этапом оздоровительной деятельности в новом учебном году является обследование состояния здоровья каждого ребенка, в том числе физическое развитие и функциональное состояние детского организма, проводится комплексная оценка состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья, даются соответствующие рекомендации узкими специалистами (хирург, ЛОР, окулист).

На каждого ребенка, кроме паспорта здоровья, составляется индивидуальная карта здоровья, которая является формой фиксации состояния здоровья ребенка по наблюдениям педагогов. В карту вносятся экспертные оценки по исследуемым факторам на начало, середину и конец учебного года. Предыдущие данные являются диагностическими для последующих на основании которых разрабатываются индивидуальные оздоровительные мероприятия, кроме того ведется общая диагностическая карта по оздоровительной работе, экспертиза которой проводится в трех уровнях (высокий, средний, низкий). На основании проведенных диагностик составляется мониторинг оздоровительной работы за год.

В начале цикла составляется перспективный план, так же составляются тематический план, план воспитательно-оздоровительной работы на год, на неделю.

Оздоровительно-воспитательную работу данного проекта мы разделили на три направления:

1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.

2. Интеграционная деятельность.

3. Совместная работа с семьей.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий делится на три группы:

1. профилактическая

2. интенсивная

3. специальная

Целью первой группы является повышение адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создание условий для последующей работы.

В систему профилактической группы входят:

- закаливание /воздух, вода, солнце/

- здоровое питание

- фитотерапия

- ароматерапия

Ко второй группе физкультурно-оздоровительных мероприятий – интенсивной – относятся:

- оздоровительный бег

- утренняя гимнастика

- дыхательная гимнастика

- точечный массаж, самомассаж, дренаж

- офтальмотренаж (зарядка для глаз)

- кинезиологическая гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- динамические паузы

- лечебная физкультура

Одной из форм, проведения занятий лечебной физкультурой является работа физкультурно-оздоровительного кружка «Гимнастика для здоровья». Достижения результатов этой формы работы предполагает решение следующих задач:

1. Общее укрепление ослабленных детей, их опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника.

2. Укрепление дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

3. Развитие двигательных качеств и умений, укрепление связочно-мышечного аппарата и коррекция осанки и плоскостопия.

4. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование здорового образа жизни.

Занятия физкультурно-оздоровительного кружка строились в системе, опираясь на рабочую программу, разработанную руководителем данного кружка и принятой на педагогическом Совете.

Результаты работы физкультурно-оздоровительного кружка были показаны на «Днях открытых дверей» для родителей в середине и в конце учебного года.

К третьей специальной группе относятся:

- музыкотерапия (проводится совместно с музыкальным руководителем)

- арттерапия

- песочная игротерапия

- бассейн

- теннис

Педагогически целесообразной моделью формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста выступает интеграционная деятельность, т. е. система оздоровительных интегрированных, игровых познавательных занятий, кружковая работа (о которой мы уже рассказали, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка. Вся интеграционная деятельность построена с применением нетрадиционных методик оздоровления. Разрабатывая оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия, мы использовали парциальные программы и технологии, названные выше.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

- сохранение и укрепление здоровья детей, развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование двигательной активности, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

- привитие навыков элементарного самомассажа, точечного массажа, дренажа;

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

- формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности).

В структуру оздоровительных занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные виды деятельности: комплексы ОРУ, аэробики, ритмической гимнастики; наряду с дыхательными и двигательными упражнениями ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Нами были разработаны циклы оздоровительных интегрированных занятий.

«Радуга здоровья»;

«Самые ловкие, самые быстрые, самые смелые…»

«Путешествие в Спортландию» и т. д.

Цикл игровых познавательных занятий реализует следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений о строении тела и функциях органов человека

- развитие умения обосновывать и соблюдать правили гигиены;

- развитие творческого, критического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;

- постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;

- развитие интеллектуальных функций: мышления, память, воображение, восприятие, ориентировки в пространстве и т. д.

Занятия познавательного цикла знакомят детей со строением тела человека, безопасным поведением в быту и на природе. В структуру познавательных игровых занятий были включены дидактические игры, игры по системе ТРИЗ, самостоятельные исследования и опытно-экспериментальная деятельность, «круглые столы», викторины, а так же элементы фитотерапии, арттерапии, музыкотерапии и т. д. Педагогами были разработаны циклы познавательных занятий:

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»;

«Познай самого себя»;

«Путешествие в страну Здоровья»;

«Волшебные травы» и др.

Говоря о совместной работе с семьей, хочу подчеркнуть, что ни одна даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместную работу с семьей, педагоги строят на следующих основных положениях:

1. Единство.

Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только нам, как педагогам, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы.

2. Системность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

В этих целях широко используются :

- информация для родителей на стендах, папках-передвижках;

- анкетирование;

- консультации;

- устные журналы и дискуссии;

- семинары-практикумы;

- «Дни открытых дверей» для родителей с просмотром разнообразных занятий, закаливающих процедур;

- физкультурные досуги и праздники с участием родителей;

- участие в семейном клубе «Здоровая семья».

В результате проводимой комплексной оздоровительной работы, получены следующие результаты:

– Положительная динамика в снижении заболеваемости (см. мониторинг);

- Повышение процента посещаемости (см. мониторинг);

-Положительный результат в общем оздоровлении детей (см. мониторинг);

- Достигнут оптимальный уровень двигательной активности детей;

- Соблюдается общественная и личная гигиена в повседневной жизни.

И в заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств детей для поддержания их эмоционально-комфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни, учитывают, что дети, изучая себя, особенности своего организма, получая и используя знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Публикации по теме:

«Сам себе Доктор!» — здоровъесберегающие технологии в ДОУ (старший дошкольный возраст)«Сам себе Доктор!» — здоровъесберегающие технологии в ДОУ (старший дошкольный возраст) Если бы сейчас я спросила, хотели бы Вы улучшить состояние своего здоровья, многие из вас ответили бы утвердительно. И вы не одиноки. Миллионы.

Влияние природного материала на здоровье детей Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2014 в 10:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД