Валентина Казанникова
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей старшего возраста
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Усвоению достаточно сложных математических знаний формированию интереса к ним помогает экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Данная деятельность позволяет детям осваивать разнообразные представления, самостоятельно «открывать» способы действий, познавать некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширять свой опыт познания, независимо от взрослых решать доступные задачи.
В своей работе с дошкольниками использую нетрадиционные методы по математическому развитию, например, один из методов - элементарные опыты.
Опыты позволяют воспитанникам самостоятельно или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, добывать знания самостоятельно.
Предлагаю несколько опытов, которые использую в своей работе :
Измерение сыпучих и жидких материалов
-«В какую бутылку быстрее нальется вода?».
Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;
-Задания: «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе;
Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.
-«Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
Занимательные проблемные ситуации.
-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
Математические сказки :
-Сколько всего? (составление условия и вопроса задачи, можно использовать наглядный материал)
-Елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего шаров на елке?
- Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну-по 2 яблока).
Задание «Прокати в ворота»
Детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Задача-загадка:
-Одна спина и четыре ноги.
-Четыре жильца под одной крышей живут.
-Старший братец не догонит четырех младших.
Таким образом использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений, опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).
Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.