Инна Гладышева
Использование комплексно-игрового метода в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, в коррекционной работе по преодолению ОНР у детей в условиях специальных групп, рассчитанных на два года, основными формами обучения являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия, на которых формируется правильное произношение, происходит практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развиваются навыки связной речи.
Публикация «Использование комплексно-игрового метода в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР» размещена в разделах
Как показывает опыт, фронтальное занятие по развитию лексико-грамматических средств языка наиболее эффективно, если в его основу заложен комплексно – игровой принцип, суть которого заключается в том, что выбранные логопедом комплексы упражнений и заданий связаны одной лексической темой, но направлены на решение различных коррекционных задач: развитие артикуляционной моторики, развитие общей моторики, формирование правильного речевого дыхания, голоса, совершенствование тонких движений пальцев рук, а также развитие эмоциональной сферы. Преимущество таких комплексов в том, что они преподносятся детям в игровой форме и состоят из взаимосвязанных друг с другом компонентов:
• стихи и потешки для развития мелкой моторики и координации движений в сочетании с речью;
• мимические упражнения;
• упражнения для мышц шеи;
• упражнения для жевательно – артикуляционных мышц;
• упражнения для губ и языка;
• упражнения для развития речевого дыхания и голоса;
• речевая зарядка;
• психогимнастика, пластические этюды.
В качестве примера может служить комплекс упражнений, используемый на логопедическом занятии по теме «Овощи».
1. Развитие мелкой моторики.
«Сколько грядок в огороде?» (поочерёдно загибать пальцы).
В огороде у Федоры растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата много разного салата.
У бабушки Фёклы четыре грядки свёклы.
У дядюшки Бориса очень много есть редиса.
У Маши и Антошки две гряды картошки.
Раз, два, три, четыре, пять – поможем урожай собрать.
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперёд вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что – справа? Посмотреть направо – увидеть «арбуз», налево – «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) – прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) – прямо (выдох носом).
3. Мимические упражнения.
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц.
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счёт «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть; б) с сильным нажимом – подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.
5. Упражнения для губ и щёк.
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот.
Толстячки – худышки. Изобразить овощи на грядке: тыква, кочан капусты (надуть щёки); лук, чеснок, стручок гороха (сдуть щёки).
6. Упражнения для языка.
Лопата. «Копаем картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картофель. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи – ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
7. Развитие речевого дыхания и голоса.
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па – пу, пы – по!» Огурец: «Пы – бы, по – бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То – ты – ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шёпотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
8. Речевая зарядка . «Ох! Ох! Ох!» - ворчит горох. Помидоры: «Ах! Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорчённые овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдёргивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
9. Психогимнастика. Пластические этюды.
Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку свой бочок; солёные огурцы в банке.
Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
А потом водою тёплой поливали.
Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдёргиваете морковь и свёклу, лущите фасоль и горох.
Угадайте, что я делаю. Логопед показывает действия, например: мытьё и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.
Подобные комплексы упражнений, как уже указывалось выше, проводятся в игровой форме, наиболее соответствующей психологическим возможностям дошкольников. Так, с большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие виды игровых заданий: губы вытянуты, рот приоткрыт (машина въезжает в туннель); «широкий» язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной дороге); кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята (машина съезжает с горочки); высунутый язык двигается влево – вправо (машина поворачивает направо, затем – налево); кончик языка приподнят к верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык описывает круги под верхней и над нижней губами (машина объезжает гору); язык «чашечкой» (машина подъезжает к яме); произносится звукосочетание «дж – дж – дж» и звуки: «т – т – т» (заглох мотор); «д – д – д» (заводится мотор); «ш – ш – ш» (прокололась камера); «с – с – с» (качаем камеру насосом).
Комплексное построение логопедического занятия с широким использованием в нём игровых приёмов имеет большое значение в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР: повышается их активность, заинтересованность, что, в свою очередь, приводит к усвоению материала на понятийном, осознанном уровне, к закреплению полученных правильных речевых умений, знаний, навыков. Однако необходимо отметить, что такой подход к коррекции речевых нарушений у детей с ОНР не претендует на универсальность, а показывает принципы и возможности неограниченного многообразия построения коррекционных занятий.