МААМ-картинки

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)

Татьяна Живенко
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Девочки хочу поделиться своим опытом работы

Моя тема по самообразованию: "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать статистические возможности разного языка. Он открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

Я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, касающихся этой проблеме. Среди прочих источников мне попала книга O.K. Князевой и Л. Д. Маханевой «Приобщение детей и истокам русской народной культуры». Знакомство с этой книгой побудило меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Работу по этому разделу я и начала с детьми своей группы. Заметив интерес детей к потешкам, сказкам, загадкам, прибауткам, решила, что они могут «разговорить детей». Занималась с детьми, как на занятиях, так и в свободное время. Знакомство малышей с фольклором начала с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я укладывала куклу или мишку спать. Врала игрушку на руки и начинала петь ласково и выразительно, не забывая покачивать:

Баю, баю, баю - бай.

Ты собачка не лай.

Белолоба не скули,

Мою дочку не буди.

Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку, показывала, как фомко лает собачка Белолоба. Дети дружно просили ее: «Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули». После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и переносили их в повседневную игру. Старалась использовать малые фольклорные произведения в разные режимные моменты.

Подготовка к обеду

Это - ложка, Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Утка утенка, Кошка котенка,

Мышка мышонка Зовет на обед.

Утки поели, Кошки поели, Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Во время умывания

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы Веселей цветы и птицы!

Катя умывается, Солнцу улыбается!

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся По-сме-лей -

Катя умывайся веселей!

Одевание

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь.

Здравствуй, пальчик! - Как живешь?

Игра, прогулка и д. р.

Будут пальчики вставать

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики - ура!

Одеваться нам пора.

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко (руки на колени).

Потешки, поговорки, загадки в формировании речи детей.

Следующим этапом было знакомство с потешкой - особым видом малого фольклорного жанра. В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка - художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь - сильный, белка - хлопотунья и т. д. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Тень - тень - потетень», «Огуречик - огуречик», «Водичка - водичка» и много других.

По мере усвоения материала, я стала подбирать для детей потешки более посложнее. Ставила перед ними задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. Конечно, далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому «театру!». В нем появились и свои «звезды». Например, ни кто лучше Ярославы и Кирилла не могли сыграть роль веселый гусей, из Сонечки получилась прекрасная Кисонька - Мурысонька, из Егора - медведь. Но главное это то, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль.

Даже очень застенчивые деги научились выступать перед своими товарищами. Потешки подбирала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, олицетворяющие природу, построенные на парадоксе, раскрывающие нравственно - этические категории, имеющие прямое обращение к ребенку по имени, а так же тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми.

На занятии так же использовала загадки. В любой загадке предмет не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легче было догадаться, в загадке или говориться, на что похож предмет, или называют его таким словом. Что сразу понимаешь, что это такое. Например: «висит груша, нельзя скушать?». Что похоже на грушу? (лампочка). А если дети все же затрудняются то использую картинки - подсказки.

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.

На занятиях и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказка - дорогой гость, как у малышей, так и у детей постарше. Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

После рассказывания сказки проводится беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания.

Одно не следует забывать, что встреча со сказкой - это, прежде всего, воспитание чувств ребенка. Ребенок должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Это возможно лишь тогда, когда ребенок запомнит хотя бы частично текст. Вопросы во время беседы должны быть разнообразными. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какая лиса в сказке «Колобок»? - хитрая, - говорят дети.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу : объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этими словами. Эту работу можно так же проводить и при

рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Рассказывание сказок целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают» и другие.

Одним их эффективных приемов развития речи детей является театрализация сказок.

Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.

Самое трудное в театрализованной деятельности - это добиться единство слов и действия. Сохранить непосредственность и живость игры помогает подробный анализ того, что происходит в сказке, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. В своей группе с детьми инсценировали сказки: «Репка», «Курочка ряба».

Развитие речи детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в младшем возрасте детей знакомят с куклами, давала с ними играть, спрашивала, из какой они сказки. Разыгрывали хорошо знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору, способствует развитию связной речи детей, обогащение активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Заключение.

Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, наш родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров хоть и грамматически правильный, но лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.

Кто может назвать еще такой язык, который мог бы потягаться с русским народным языком по своим возможностям образности выражения мыслей, таким богатством сравнений, эпитетов и метафор? Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - достойно завоеванного русским искусством, литературой. Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивает их связную речь. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В фольклоре оцениваются жизненные позиции, человеческие недостатки, восхваляются положительные качества, воспитывается уважение к труду, восхищение творением человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.

Приобщение детей к фольклору на занятиях и в свободное время дало свои положительные результаты. Знакомясь с потешками, поговорками,

колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Составление небольших сказок по потешкам активизировало связную речь, заставляло подбирать различные языковые средства. Знакомство с народной сказкой учило детей ритмике речи, красочности и образности. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить. Застенчивые дети которые боялись участвовать в инсценировании сказок к концу года могли уже участвовать без стеснения в инсценировках.

Список литературы который использую в своей работе

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9.-С. 16-22.

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.-127с.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. вое питание. -1986.-№9.-С. 23-26.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор. -М. : Просвещение, 1987. - 239с.

Публикации по теме:

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанровРазвитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров Тема «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях.

Педагогический проект на тему: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Цель проекта: Использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста. Задачи проекта: Повышение интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 31 января 2013 в 13:36
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Живенко (УИ 4026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД