МААМ-картинки

Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями

Раиса Кокоревич
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями

Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

Тематическая неделя

«Организация деятельности ДОУ по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития, укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Обобщение опыта работы по теме:

Публикация «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах

«Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

(18 марта 2016 года)

Подготовила

Кокоревич Р. Н., воспитатель.

(Слайд 1) Вашему вниманию сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

(Слайд 2) Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В рамках темы своего выступления я акцентирую внимание на следующие позиции: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда»,«активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми» и «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Очевидно, что для формирования данных целевых ориентиров необходим не только поиск инновационных программ и технологий, но и апробирование активных форм организации детской деятельности. И что немало важно, необходимо создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

  (Слайд 3) Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Для меня очень близко следующее понятие сотрудничества: «Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процесседеятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий

 (Бим-Бад Б. М.  Педагогический энциклопедический словарь.  М. , 2002.)».

Можно ли сегодня говорить о полном выполнении данного определения? К сожалению, нет, поскольку сотрудничество предполагает равноправное участие и родителей и педагогов. Это, практически невозможно. Но создать условия для того, чтобы родители из пассивных наблюдателей и критиков стали непосредственными участниками всех событий группы – доступно всем педагогам.

Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.

(Слайд 4) И сегодня я поделюсь опытом использования мастер-класса как эффективной формы организации взаимодействия взрослых и детей.

Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме.

Почему же именно мастер-класс стал основной формой взаимодействия взрослых и детей? Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к терминологии.

Так что же такое мастер-класс? В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок. Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет мне сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.

«Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы» - М. М. Поташник.

(Слайд 5) В процессе подготовки мастер-классов учитываю методические рекомендации доктора педагогических наук И. А. Лыковой по созданию условия для художественной деятельности:

• поддержки интересов ребенка со стороны взрослых;

• интеграции познавательной и художественной деятельности;

• актуализации разнообразных форм самовыражения детей и взрослых;

• поощрения инициативы и самостоятельности.

Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.

На этапе планирования мастер-класса учитываю следующие моменты:

(слайд 6) подготовка мастеркласса начинается с выбора направления деятельности: знакомство с народным творчеством (Донская керамика); использование нетрадиционной техники в рисовании при оформлении открыток, сувениров; или создание игрушек из ткани; создание работ в технике оригами.

(Слайд 7) Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Из практики работы могу сказать, что наиболее результативны мастер-классы, имеющие узконаправленные цели и задачи. Нельзя на одном мастер-классе научиться всему и сразу, можно лишь овладеть каким-то одним или двумя технологическими приемами.

Пример 1.

обучить методу торцевания, показать пошаговые приемы выполнения работы;

развивать умение создавать объемные работы из бумаги методом торцевания;

воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.

Пример 2.

познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе одноразовую посуду;

показать возможности применения кукольного театра в развитии речи дошкольников.

(Слайд 8) формулируется тема мастер – класса и  определяется его содержание. Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Так, например, при подготовке к проведению весеннего праздника 8 марта, ко мне обратились родители с предложением провести мастер-класс по изготовлению сувениров. По окончании праздника я провела мастер – класс «Букет для моей мамы». Особенность проведения его в том, что при подготовке необходимо учитывать временные рамки, степень сложности выполнения поделки, возможность творческого подхода к работе. Цель этого мастер-класса заключалась в том, чтобы показать, что родители могут творить вместе с ребенком и тем самым доставить радость друг другу. В конце работы дети поздравили мам и подарили им свои букеты.

(Слайд 9) После родительского собрания «Оригами для детей и взрослых» многие родители заинтересовались возможностями применения этой техники для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. Поэтому были проведен мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги» на которых продолжилось знакомство с особенностями техники и на основе базовых фигур изготовлены фигуры птиц, рыб, цветов, элементов детских костюмов к новогоднему празднику. Так же родители приобрели опыт оформления праздничного стола элементами декора из бумажных салфеток.

(Слайд 10) Большой интерес у родителей вызвал мастер-класс с использованием принципиально разных технологий и материалов. Например: «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами квилинга, бумагопластики и аппликации.

Далее важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

(Слайд 11) Структура проведения мастер-класса классическая :

- определение проблемы и проблем;

- актуализация знаний участников по данным проблемам;

- организации практической работы с материалом;

- обсуждение мастер – класса.

Зачастую проблема мастер-класса носит комплексный характер. Например: при ознакомлении дошкольников и их родителей с Семикаракорской керамикой: формирование представления о донском народном промысле; освоение способов выполнения элементов росписи;

развитие совместного творчества родителей и детей, повышение их общего культурного информационного уровня, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и воспитание любви и гордости за свой Донской край, который богат такими умельцами.

Для участия в акции «Голубь мира» : как привлечьродителей для участия в проведении акции по созданию фигурки голубя как символа мира на Земле в подарок ветеранам Великой Отечественной войны, как напоминание о том, что мы помним и чтим их подвиг.

Очень важно уже на этом этапе работы показать дошкольникам и их родителям практическую значимость продукта мастер-класса;

Следующий этап - актуализация знаний участников по данным проблемам. Здесь активно использую слайдовые презентации, которые помогают мне не только заинтересовать участников мастер-класса, но и обеспечить его познавательную направленность. Так для мастер-класса по изготовлению куколок-сувениров к Масленице подготовила презентацию о традиции празднования этого праздника на Руси, а для мастер-класса «Из бумаги мастерим как маги» - о традиции оригами в Японии. В подборе иллюстративного и справочного материала мне зачастую помогают родители.

Музыкальное оформление мастер-класса – одно из условий его успешности. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, стимулирует к деятельности. И этот потенциал я использую в своей работе.

Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.

Для демонстрации изделия, технологии, приема подготавливаю слайдовую презентацию или мини - выставку изделий, которую сопровождаю соответствующими комментариями.

При ознакомлении участников мастер-класса с оборудованием, инструментами и материалами особое внимание уделяю технике безопасности. Поскольку в мастер-классе участвуют и взрослые, и дети обращаю внимание на то, какими инструментами и материалами могут работать дети.

(Слайд 12) Далее даю пошаговую демонстрацию одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Так к мастер-классу «Донской фаянс – визитная карточка Ростовской области» были разработаны технологические карты росписи тарелки, как в электронном, так и в бумажном варианте.

Итогом выполнения практической части обязательно должно быть готовое изделие. Поэтому оно должно быть простым ( например: салфетка, открытка, украшение, панно и т. д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, изготовление лепестков из ткани) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин для броши или для украшения ободка, заколки для волос на праздник).

Обсуждение мастер – класса - обязательная часть, которая включает вопросы воспитателю, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее.

Родители и дети применяют багаж умений, полученный на мастер-классах в подготовке творческих работ для конкурсов, выставок и других проектов.

(Слайд 13) В этом году у нас родилась еще одна идея : проведение мастер-классов родителями для родителей и детей. В нашей группе многие мамы увлекаются тем или иным рукоделием. Одна мама сделала прекрасные украшения - цветы из атласных лент в технике   «Цумами канзаши» к весеннему празднику своей дочери, чем и вызвала активное желание других в овладении данной техникой. В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Для меня данная техника так же неизвестна, и поэтому мы распределили участие в мастер-классе следующим образом : я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а мама проводит технологическую часть. Данный мастер-класс еще готовится, но я думаю, родители и дети удовлетворят свой интерес и научатся выполнять украшения.

(Слайд 14) Поэтому я считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия с родителями по ФГОС Октябрь 1. Родительское собрание. Тема «Что нужно знать о ребенке 5–6 лет» Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями.

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

Использование поисковой системы GOOGLE, как инновационного средства взаимодействия с родителями Добрый день, коллеги. Рада встрече с вами, рада поделиться новыми знаниями об использовании поисковой системы GOOGL, как инновационного.

«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Формы взаимодействия педагога с родителями и детьми ДОУ с учетом ФГОС Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители.

Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Без данной взаимосвязи.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников План работы с родителями (законными представителями).

План самообразования «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Работа по самообразованию Цель: Установить доверительные отношения педагога и родителей, объединяя их в одну команду, при развитии потребности.

Сообщение из опыта работы «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС» Сообщение из опыта работы по теме: «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС ДОО» Старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 15:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД