Приложение МААМ

Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями

Раиса Кокоревич
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37

Тематическая неделя

«Организация деятельности ДОУ по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах развития, укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Обобщение опыта работы по теме:

Публикация «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах

«Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

(18 марта 2016 года)

Подготовила

Кокоревич Р. Н., воспитатель.

(Слайд 1) Вашему вниманию сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

(Слайд 2) Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

В рамках темы своего выступления я акцентирую внимание на следующие позиции: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда»,«активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми» и «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».

Очевидно, что для формирования данных целевых ориентиров необходим не только поиск инновационных программ и технологий, но и апробирование активных форм организации детской деятельности. И что немало важно, необходимо создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

  (Слайд 3) Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Для меня очень близко следующее понятие сотрудничества: «Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процесседеятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий

 (Бим-Бад Б. М.  Педагогический энциклопедический словарь.  М. , 2002.)».

Можно ли сегодня говорить о полном выполнении данного определения? К сожалению, нет, поскольку сотрудничество предполагает равноправное участие и родителей и педагогов. Это, практически невозможно. Но создать условия для того, чтобы родители из пассивных наблюдателей и критиков стали непосредственными участниками всех событий группы – доступно всем педагогам.

Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.

(Слайд 4) И сегодня я поделюсь опытом использования мастер-класса как эффективной формы организации взаимодействия взрослых и детей.

Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме.

Почему же именно мастер-класс стал основной формой взаимодействия взрослых и детей? Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к терминологии.

Так что же такое мастер-класс? В переводе с английского, мастер означает – лучший в какой-либо области + класс – занятие, урок. Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет мне сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.

«Мастер-класс - ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы» - М. М. Поташник.

(Слайд 5) В процессе подготовки мастер-классов учитываю методические рекомендации доктора педагогических наук И. А. Лыковой по созданию условия для художественной деятельности:

• поддержки интересов ребенка со стороны взрослых;

• интеграции познавательной и художественной деятельности;

• актуализации разнообразных форм самовыражения детей и взрослых;

• поощрения инициативы и самостоятельности.

Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.

На этапе планирования мастер-класса учитываю следующие моменты:

(слайд 6) подготовка мастеркласса начинается с выбора направления деятельности: знакомство с народным творчеством (Донская керамика); использование нетрадиционной техники в рисовании при оформлении открыток, сувениров; или создание игрушек из ткани; создание работ в технике оригами.

(Слайд 7) Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Из практики работы могу сказать, что наиболее результативны мастер-классы, имеющие узконаправленные цели и задачи. Нельзя на одном мастер-классе научиться всему и сразу, можно лишь овладеть каким-то одним или двумя технологическими приемами.

Пример 1.

обучить методу торцевания, показать пошаговые приемы выполнения работы;

развивать умение создавать объемные работы из бумаги методом торцевания;

воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.

Пример 2.

познакомить с технологией изготовления театральной куклы, используя в работе одноразовую посуду;

показать возможности применения кукольного театра в развитии речи дошкольников.

(Слайд 8) формулируется тема мастер – класса и  определяется его содержание. Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Так, например, при подготовке к проведению весеннего праздника 8 марта, ко мне обратились родители с предложением провести мастер-класс по изготовлению сувениров. По окончании праздника я провела мастер – класс «Букет для моей мамы». Особенность проведения его в том, что при подготовке необходимо учитывать временные рамки, степень сложности выполнения поделки, возможность творческого подхода к работе. Цель этого мастер-класса заключалась в том, чтобы показать, что родители могут творить вместе с ребенком и тем самым доставить радость друг другу. В конце работы дети поздравили мам и подарили им свои букеты.

(Слайд 9) После родительского собрания «Оригами для детей и взрослых» многие родители заинтересовались возможностями применения этой техники для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. Поэтому были проведен мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги» на которых продолжилось знакомство с особенностями техники и на основе базовых фигур изготовлены фигуры птиц, рыб, цветов, элементов детских костюмов к новогоднему празднику. Так же родители приобрели опыт оформления праздничного стола элементами декора из бумажных салфеток.

(Слайд 10) Большой интерес у родителей вызвал мастер-класс с использованием принципиально разных технологий и материалов. Например: «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами квилинга, бумагопластики и аппликации.

Далее важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

(Слайд 11) Структура проведения мастер-класса классическая :

- определение проблемы и проблем;

- актуализация знаний участников по данным проблемам;

- организации практической работы с материалом;

- обсуждение мастер – класса.

Зачастую проблема мастер-класса носит комплексный характер. Например: при ознакомлении дошкольников и их родителей с Семикаракорской керамикой: формирование представления о донском народном промысле; освоение способов выполнения элементов росписи;

развитие совместного творчества родителей и детей, повышение их общего культурного информационного уровня, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и воспитание любви и гордости за свой Донской край, который богат такими умельцами.

Для участия в акции «Голубь мира» : как привлечьродителей для участия в проведении акции по созданию фигурки голубя как символа мира на Земле в подарок ветеранам Великой Отечественной войны, как напоминание о том, что мы помним и чтим их подвиг.

Очень важно уже на этом этапе работы показать дошкольникам и их родителям практическую значимость продукта мастер-класса;

Следующий этап - актуализация знаний участников по данным проблемам. Здесь активно использую слайдовые презентации, которые помогают мне не только заинтересовать участников мастер-класса, но и обеспечить его познавательную направленность. Так для мастер-класса по изготовлению куколок-сувениров к Масленице подготовила презентацию о традиции празднования этого праздника на Руси, а для мастер-класса «Из бумаги мастерим как маги» - о традиции оригами в Японии. В подборе иллюстративного и справочного материала мне зачастую помогают родители.

Музыкальное оформление мастер-класса – одно из условий его успешности. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, стимулирует к деятельности. И этот потенциал я использую в своей работе.

Поскольку основной задачей мастер-класса является обучение конкретному приему, способу действия, особое внимание уделяю организации практической работы с материалом.

Для демонстрации изделия, технологии, приема подготавливаю слайдовую презентацию или мини - выставку изделий, которую сопровождаю соответствующими комментариями.

При ознакомлении участников мастер-класса с оборудованием, инструментами и материалами особое внимание уделяю технике безопасности. Поскольку в мастер-классе участвуют и взрослые, и дети обращаю внимание на то, какими инструментами и материалами могут работать дети.

(Слайд 12) Далее даю пошаговую демонстрацию одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Так к мастер-классу «Донской фаянс – визитная карточка Ростовской области» были разработаны технологические карты росписи тарелки, как в электронном, так и в бумажном варианте.

Итогом выполнения практической части обязательно должно быть готовое изделие. Поэтому оно должно быть простым ( например: салфетка, открытка, украшение, панно и т. д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, изготовление лепестков из ткани) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин для броши или для украшения ободка, заколки для волос на праздник).

Обсуждение мастер – класса - обязательная часть, которая включает вопросы воспитателю, обмен опытом его участников. Именно здесь мы делимся эмоциями от мероприятия, говорим о том, где мы можем применить полученные умения, строим планы на будущее.

Родители и дети применяют багаж умений, полученный на мастер-классах в подготовке творческих работ для конкурсов, выставок и других проектов.

(Слайд 13) В этом году у нас родилась еще одна идея : проведение мастер-классов родителями для родителей и детей. В нашей группе многие мамы увлекаются тем или иным рукоделием. Одна мама сделала прекрасные украшения - цветы из атласных лент в технике   «Цумами канзаши» к весеннему празднику своей дочери, чем и вызвала активное желание других в овладении данной техникой. В основу нового украшения легло излюбленное искусство японцев превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Для меня данная техника так же неизвестна, и поэтому мы распределили участие в мастер-классе следующим образом : я обеспечиваю организацию, информационное и наглядное обеспечение мастер-класса, а мама проводит технологическую часть. Данный мастер-класс еще готовится, но я думаю, родители и дети удовлетворят свой интерес и научатся выполнять украшения.

(Слайд 14) Поэтому я считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия с родителями по ФГОС Октябрь 1. Родительское собрание. Тема «Что нужно знать о ребенке 5–6 лет» Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями.

Использование интерактивных игр как нетрадиционной формы работы с родителями В настоящее время в детских садах все большую актуальность приобретают нетрадиционные формы работы с родителями. В нашем учреждении они.

Использование поисковой системы GOOGLE, как инновационного средства взаимодействия с родителями Добрый день, коллеги. Рада встрече с вами, рада поделиться новыми знаниями об использовании поисковой системы GOOGL, как инновационного.

«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Формы взаимодействия педагога с родителями и детьми ДОУ с учетом ФГОС Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители.

Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Без данной взаимосвязи.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников План работы с родителями (законными представителями).

План самообразования «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Работа по самообразованию Цель: Установить доверительные отношения педагога и родителей, объединяя их в одну команду, при развитии потребности.

Сообщение из опыта работы «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС» Сообщение из опыта работы по теме: «Использование новых форм взаимодействия воспитателя с родителями с учетом ФГОС ДОО» Старший воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 15:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Кокоревич (УИ 213645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД