Оксана Гудзиева
Использование педагогом-психологом метафорических карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Как молодой специалист, начав работать, столкнулась с проблемой не контактности некоторых детей, связанной с их психологическими особенностями. Не все дети идут на контакт и не со всеми легко найти общий язык. Методом проб и ошибок я пришла к методу использования метафорических (ассоциативных или терапевтических) карт в работе с дошкольниками.
Публикация «Использование педагогом-психологом метафорических карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Метафорические карты – набор картинок величиной с игральную карту или открытку с различными изображениями. На них могут быть изображены люди, дома, животные, растения, абстрактные рисунки и множество других вариантов изображений. Использование метафорических карт – это прежде всего проективная методика. Каждая карта не несет изначально заложенного в неё смысла, каждый в изображении находит собственное отражения и выражает собственные чувства, которые вызывает та или иная карта.
Не каждый ребёнок придя на занятие может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы.
В своей работе я применяю следующие колоды карт «Из сундука прошлого. Метафора детских переживаний», набор «Она», набор «Метафорические карты», «Сказочные герои. Волшебный сундучок», «Волшебные существа. Волшебный сундучок».
В руководстве к некоторым картам обозначено, что они используются в работе со взрослыми, но из них нужно убрать всего лишь некоторые картинки, и они будут удобны для работы и с детьми.
В наборах «Сказочные герои» и «Волшебные существа» уже представлены варианты игр. С другими картами я применяю следующие варианты их использования.
Варианты работы с картами.
1. Предлагается выбрать карту. Которая похожа на настроение ребёнка и спросить почему он выбрал именно эту карту. Она хорошая или плохая. Добрая или злая.
2. Выбрать карту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.
3. Выбрать карту по задуманному заданию, расположить её в центре чистого листа и попросить дорисовать то, что на этой карте по мнению ребёнка не хватает и чтобы он добавил.
4. Если на карте изображены эмоции или животные, показать это мимикой или пантомимой (в групповой работе каждый вытаскивает карту, показывает по очереди пантомиму не показывая остальным карту, а другие дети угадывают).
5. Карты с изображением животных – попросить найти диких, домашних животных.
6. Карты с абстрактными рисунками – положить карту в центр чистого листа и попросить дорисовать рисунок (развитие изображение).
Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования.
Так же карты могут быть использованы не только в работе с детьми, но и с родителями и педагогическим коллективом.