Саида Шахбанова
Использование многофункциональной игровой ширмы как средства образовательной и коррекционной работы с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Согласно ФГОС развивающая предметно – пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Публикация «Использование многофункциональной игровой ширмы как средства образовательной и коррекционной работы с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Работая с воспитанниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, заметила особые сложности в организации игровой деятельности. Это выражается в снижении кругозора, бедности словаря, сложности общении со сверстниками, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Ребятам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, производить мыслительные операции, а также включаться в процесс какой – либо деятельности. Всё это не позволяет детям построить полноценный игровой диалог.
Ребёнок играет и развивается на фоне среды. Среда может стимулировать или тормозить ребенка его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует. Предметно-развивающая пространственная среда не должна быть просто «обстановкой», а должна стать источником детского развития.
И решение этих задач невозможно без создания предметно - пространственной развивающей среды.
Полифункциональность – это одно из главных требований современной развивающей предметно – пространственной среды. И именно поэтому в нашей группе появилась вариативная, содержательно – насыщенная, многофункциональная, трансформируемая ширма. Учитывая интересы детей, я разработала ширму для использования познавательной, образовательной, самостоятельной, игровой деятельности. Этот атрибут: меняет игровую среду, обогащает игровые действия, тематику и сюжет игр, формирует умение устанавливать ролевые отношения, а также вести ролевой диалог.
Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где воспитанник может отдохнут.
Ширма позволяет познакомить воспитанников с современными профессиями и одновременно развернуть до шести сюжетно - ролевых игр: «Поликлиника», «Стоматология», «Автосервис», «Заправка», «Автомойка», «Окулист». Разделив ширму на два звена, можно использовать их для разделения пространства группы по гендерному признаку. Таким образом, в то время, когда мальчики ремонтируют машины в «Автосервисе» с другой стороны девочки могут играть в «Парикмахерскую». Детям нравится самостоятельно изменять тематику и сюжеты игр. Так, кабинет окулиста, превращается в кабинет стоматолога, а медицинский кабинет – в прививочный, для этого необходимо заменить предметные картинки, которые легко крепятся на полотнище ширмы, а также можно прикрепить на ширму иллюстрации и предметные картинки, плакаты для ознакомления с новой лексической темой.
Благодаря полифункциональности ширмы, каждый воспитанник может придумать те игры, которые по душе. Дети с удовольствием включаются и в сюжетно – ролевые игры, отставляя в сторону игрушки, принесенные из дома, и в организованную образовательную деятельность.
Преимущество игровой универсальной ширмы в том, что она позволяет детям действовать как в реальной, так и в воображаемой ситуации, обогащает словарный запас, формирует психические процессы, что особенно важно в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Важным моментом является то, что дети могут самостоятельно организовывать игровое пространство, предлагают интересные игровые замыслы, распределяют роли самостоятельно. А самое главное, дает возможность детям проявлять креативность, возможность самостоятельно изготавливать и организовывать продуктивную деятельность. Это изготовление «талонов» к врачу, «рецептов», «таблеток», «витаминов», «денег» и т. п. Все дополнительные элементы, атрибуты хранятся в контейнерах, которые периодически пополняются. Этим самым развивающая предметно – пространственная среда в группах будет не только развивающей, но развивающейся.
А уникальность этой ширмы заключается, в том, что она соответствует требованием СанПиН. Мечта любого педагога. Потому что ее можно легко дезинфицировать любыми средствами и быть уверенной в том, что наши дети будут не только самостоятельными, активными, инициативные, способные фантазировать, воображать, но и самостоятельно принимать решение во время игр, но и быть здоровыми. Совершенствуя и обогащая ширму, можно добиться эффективного развития игровой деятельности детей, возможность получать положительные эмоции и удовольствие от игры.
Благодаря этому незаменимому игровому атрибуту у детей с тяжелым нарушением речи дает возможность осуществлять следующие результаты: у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь; ребёнок умеет отстаивать свою позицию, дает возможность слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; у детей нет чувства страха за ошибку.
Правильно организованная игровая деятельность создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности.
Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая жизнь каждого ребенка.
Важно детям знания и старания применить, чтобы было интересно в этом мире жить!