Использование многофункциональной игровой ширмы как средства образовательной и коррекционной работы с детьми с ТНР

Саида Шахбанова
Использование многофункциональной игровой ширмы как средства образовательной и коррекционной работы с детьми с ТНР

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Согласно ФГОС развивающая предметно – пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Работая с воспитанниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, заметила особые сложности в организации игровой деятельности. Это выражается в снижении кругозора, бедности словаря, сложности общении со сверстниками, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Ребятам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, производить мыслительные операции, а также включаться в процесс какой – либо деятельности. Всё это не позволяет детям построить полноценный игровой диалог.

Ребёнок играет и развивается на фоне среды. Среда может стимулировать или тормозить ребенка его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует. Предметно-развивающая пространственная среда не должна быть просто «обстановкой», а должна стать источником детского развития.

И решение этих задач невозможно без создания предметно - пространственной развивающей среды.

Полифункциональность – это одно из главных требований современной развивающей предметно – пространственной среды. И именно поэтому в нашей группе появилась вариативная, содержательно – насыщенная, многофункциональная, трансформируемая ширма. Учитывая интересы детей, я разработала ширму для использования познавательной, образовательной, самостоятельной, игровой деятельности.Этот атрибут: меняет игровую среду, обогащает игровые действия, тематику и сюжет игр, формирует умение устанавливать ролевые отношения, а также вести ролевой диалог.

Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где воспитанник может отдохнут.

Ширмапозволяет познакомить воспитанников с современными профессиями и одновременно развернуть до шести сюжетно - ролевых игр: «Поликлиника», «Стоматология», «Автосервис», «Заправка», «Автомойка», «Окулист». Разделив ширму на два звена, можно использовать их для разделения пространства группы по гендерному признаку. Таким образом, в то время, когда мальчики ремонтируют машины в «Автосервисе» с другой стороны девочки могут играть в «Парикмахерскую». Детям нравится самостоятельно изменять тематику и сюжеты игр. Так, кабинет окулиста, превращается в кабинет стоматолога, а медицинский кабинет – в прививочный, для этого необходимо заменить предметные картинки, которые легко крепятся на полотнище ширмы, а также можно прикрепить на ширму иллюстрации и предметные картинки, плакаты для ознакомления с новой лексической темой.

Благодаря полифункциональности ширмы, каждый воспитанник может придумать те игры, которые по душе. Дети с удовольствием включаются и в сюжетно – ролевые игры, отставляя в сторону игрушки, принесенные из дома, и в организованную образовательную деятельность.

Преимущество игровой универсальной ширмы в том, что она позволяет детям действовать как в реальной, так и в воображаемой ситуации, обогащает словарный запас, формирует психические процессы, что особенно важно в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Важным моментом является то, что дети могут самостоятельно организовывать игровое пространство, предлагают интересные игровые замыслы, распределяют роли самостоятельно. А самое главное, дает возможность детям проявлять креативность, возможность самостоятельно изготавливать и организовывать продуктивную деятельность. Это изготовление «талонов» к врачу, «рецептов», «таблеток», «витаминов», «денег» и т. п. Все дополнительные элементы, атрибуты хранятся в контейнерах, которые периодически пополняются. Этим самым развивающая предметно – пространственная среда в группах будет не только развивающей, но развивающейся.

А уникальность этой ширмы заключается, в том, что она соответствует требованием СанПиН. Мечта любого педагога. Потому что ее можно легко дезинфицировать любыми средствами и быть уверенной в том, что наши дети будут не только самостоятельными, активными, инициативные, способные фантазировать, воображать, но и самостоятельно принимать решение во время игр, но и быть здоровыми. Совершенствуя и обогащая ширму, можно добиться эффективного развития игровой деятельности детей, возможность получать положительные эмоции и удовольствие от игры.

Благодаря этому незаменимому игровомуатрибуту у детей с тяжелым нарушением речи дает возможность осуществлять следующие результаты: у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь; ребёнок умеет отстаивать свою позицию, дает возможность слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; у детей нет чувства страха за ошибку.

Правильно организованная игровая деятельность создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности.

Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая жизнь каждого ребенка.

Важно детям знания и старания применить, чтобы было интересно в этом мире жить!

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование многофункциональной игровой ширмы как средства образовательной и коррекционной работы с детьми с ТНР
Опубликовано: 25 марта 2020 в 21:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 апреля. День чистоты

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

МААМ вошёл в список социально значимых ресурсов с бесплатным доступом

Международный образовательный портал МААМ вошёл в список социально значимых интернет-ресурсов, составленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно приказу Минкомсвязи, доступ к 391 сайту...

Сидим дома. Мастер-класс по технологии развивающего обучения «Пластилинография» Тема:...
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы....
Детский мастер-класс по аппликации «Полёт в космос»
Материал для выполнения мастер – класса: набор бумаги цветной, распечатка для фона с изображением космического пространства, шаблоны половины...
Мастер-класс по оформлению окна к празднику Победы
Мы ежегодно украшаем окна нашего центра ко Дню Победы. Каждый воспитатель с детьми украшает по своему усмотрению. В этом году я решила создать...