Наталья Цветкова
Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Надо ли обучать детей дошкольного возраста технике рисования?
-Нет,- считали А. Бакушинский и его сторонники, полагающие, что творчество детей совершенно и им нечего учиться у взрослых.
-Да,-утверждали К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а так же зарубежные исследователи К. Риччи (Италия, Тэд Либерти, подчеркивая особую роль и важность обучения, без которого детское творчество не развивается,оставаясь на одном и том же уровне.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Позднее, вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования/ но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
В своей работе с детьми я широко использую разнообразные техники рисования. Считаю, что это способствует развитию творчества, воображения, эстетического вкуса. Занятия такого плана проходят легко. в игровой форме, что вызывает у детей массу положительных эмоций.
Приведу некоторые варианты.
Набрызг
Материалом служат старые зубные щетки или другие маленькие щеточки, чашечки с разведенными красками, стеки, клеенка на стол.
Этот способ применяется для изготовления тонированной бумаги, применяя трафарет, можно получить разнообразные предметы, которые детям самим трудно изобразить.
На кончик щетки набирается немного краски, чтоб не капала. Наклоняем щетку над листом бумаги и стекой (или пальцем) проводим по ворсу. Брызги разлетаются и складываются в причудливую форму. Таким образом можно нарисовать "Снегопад","Листопад", "Осень", "Кукле платье". Используя трафарет получатся "Волшебные картинки", которые оживут при попадании краски.
Размытый рисунок(рисование по мокрому фону)
Материал: чашечка с водой, ватный тампон или губка, тонкая кисточка, бумага, акварельные краски.
Лист бумаги смачиваем водой и по мокрому листу рисуем. подсохнет-снова смачиваем. хорошие темы для этого рисования: "Времена года", " В метель", Воробушки зимой", Летний дождик", " Пушистые зверята", " Мой любимый маленький друг".
Фотокопия(эффект проявления фотопленки).
Материал: стеариновая свеча (восковые мелки, бумага (акварель).
На листе бумаги наносится рисунок при помощи свечи (мелка). Желательно, чтобы он занял весь лист. Потом весь лист покрывается краской. Сначала одной-двумя красками, потом, когда дети этот прием освоят, можно использовать большее количество цветов.
Произойдет удивительный фокус-изображение, сделанное свечой, проявится как в сказке, прямо на глазах.
Примерные темы: "Далекий космос", "Заиндевелое дерево", "Рыбки в аквариуме" и т. д.
Кляксография.Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию, воображение. Также помогает выработать воздушную струю.
Материал: бумага, чернила или темная тушь, можно использовать трубочки для коктейля.
В центре листа капнуть кляксу. Затем наклонить лист в одну сторону, в другую или подуть на кляксу- осторожно! Наклоняем, дуем- каждый поворот, каждое наклонение дает новое изображение. Можно поставить перед детьми задачу: нарисовать в такой технике растение, животное или Бабу-Ягу! Получаются чудеса! У каждого-свое произведение, личное, ни на что прежде созданное непохожее.
Пальцевая живопись(в том числе и ладошками).
Материал: краски, бумага.
Под рукой нет кисточки-не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой-в синюю, третий-в желтую. Чем ни палитра. Воображение работает со страшной силой. А уж как выходит избыток энергии!
Темы работ: "Забавные игрушки", "Гроздья рябины", Ветка сирени", "Осенний пейзаж", Цветы для мамы", "Мишка на севере", и т. д.
Рисовать можно и ладошками- обмакиваешь ладонь или ее часть в краску и оставляешь отпечаток. А можно "раскрасить" ладонь в разные цвета.
Темы: "Домовенок Кузя", "Гусь", "Лебедь", "Бабочка"
Мятая бумага
Материал: краски, кисти, бумага.
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной. Это называют эффектом мозаики.
Дети сами готовят холст, аккуратно смяв лист бумаги. Ломанные линии создадут эффект объемности.
Темы самые различные: "Фрукты", "Овощи", "Натюрморты", "Улица" и т. д
Граттаж
Материал: краски, свеча, жидкое мыло или густой шампунь, черная тушь. Бумага должна быть плотной. Еще нужны деревянные палочки- от старых кисточек или суши, к примеру.
Предварительная работа: на листе бумаги нанести яркие пятна краски в зависимости от задуманной темы. Когда краска высохнет, натереть поверхность листа свечой, чтобы не было просветов. В тушь (1 часть) влить жидкое мыло (шампунь)-1/4 части. Размешать и этой смесью покрыть весь рисунок. После того, как лист высохнет, можно приступать к работе.
Задуманный рисунок процарапывается палочкой, пока не появится слой ярких красок.
Этот способ рисования помогает развивать глазомер, координацию, мелкую моторику.
Темы рисунков: "В Рождественскую ночь", "Подводное царство", "Ночной мотылек", Вечерний город", "Далекий космос".
Монотипия.
Материал: бумага, краски.
Лист бумаги согнуть пополам. На одну сторону нанести яркие цветовые пятна- поближе к сгибу. И сразу же накрыть рисунок второй половиной. Прогладить это дело ладошкой и раскрыть. Полученное изображение можно дополнить, дорисовать.
Темы работ: "Бабочка", "Осенний парк", "Близнецы", "Что отражается в реке", "Бабочка" и т. д.
Витраж
Материал: краски, бумага, тонкая кисть для клея, простые карандаши, силикатный клей или свеча.
По бумаге простым карандашом наносится изображение. Силикатным клеем (свечой) наносится слой по карандашному контуру. Когда клей высохнет, пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Бумагу хорошо использовать тонированную, светлых тонов.
Темы: " Орнамент", Космос", " Растения", "Подводное царство" и т. д.