Наталья Пестрякова
Использование нетрадиционных форм работы с родителями по формированию у старших дошкольников нравственных качеств
▼ Скачать + Заказать документы
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.
Публикация «Использование нетрадиционных форм работы с родителями по формированию у старших дошкольников нравственных качеств» размещена в разделах
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств и привычек. Умение сопереживать. Стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим. Заботу о младших и т. д. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны : показ воспитательной работы, организация выставок, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях : индивидуально и с коллективом родителей. Основная форма работы с коллективом родителей – групповое родительское собрание.
Благодаря современным технологиям, появилась возможность проводить собрания в нетрадиционном виде с использованием видеоматериалов. Мы работаем воспитателями в старшей группе по программе Л. Венгера «Развитие». На родительском собрании на тему «Формирование положительных взаимоотношений детей в группе» представили видеоролик, где дети нашей группы играли героев, попавших в различные конфликтные ситуаии. Детям предлагалось высказать свое решение выхода из конфликта. После просмотра этого ролика, родителям детей предлагалось обсудить эти ситуации и предложить свое решение проблемы.
Мы предлагали разыграть следующие ситуации:
1. Ситуация «Ссора».
Воспитатель: «Я хочу познакомить вас с двумя подругами: Дашей и Ксюшей. Посмотрите на выражения их лиц. Как вы думаете, что случилось? (Дети отвечают)
Даша: «Мы поссорились с подругой
И уселись по углам
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам».
Ксюша: «Я ее не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Вопросы детям:
Подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки?
А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
Что чувствуют те, кто ссорится?
Можно ли обойтись без ссор?
Как девочки могут примириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает детям один из способов примирения:
Ксюша: «Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играй, давай!»
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
2. Ситуация «Мяч»
Наташа с Леной играли в мяч. Неожиданно он покатился в лужу. Лена хотела достать его, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена заплакала.
Вопросы детям:
Почему заплакала Лена?
Правильно ли поступила Наташа?
Как бы вы поступили на ее месте? Поможем девочка помириться.
Эти же ситуации были обсуждены с родителями. В ходе обсуждения таких ситуаций каждый родитель нашел ответы на интересующие вопросы, поделился опытом со своим ребенком. В конце родительского собрания были даны рекомендации родителям по решению проблемных ситуаций.
Таким образом, одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Обсуждение этих проблем на групповых родительских собраниях, использование нетрадиционных форм организации собраний позволяет актуализировать их и для родителей.