Ирина Охтеменко
Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Охтеменко Ирина Анатольевна - учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида», г. Новокузнецк
Все чаще в специальной педагогике применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее, разнообразнее и содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных форм, часто оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. Нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Публикация «Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы тера-пии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи у детей и спо-собствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются: аромотерапия, песочная терапия, воскотерапия, хромотерапия, пуговичная терапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, спо-собствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, разви-тию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
За годы педагогической практики я пришла к выводу, что научить ребенка либо скорректировать его знания и умения, гораздо легче, если ребенок захочет этого сам.
Изучив литературу по данной теме, на своих подгрупповых занятиях я стала применять новые формы работы с детьми: песочную сказкотерапию в сочетании с хромотерапией, воскотерапию в сочетании с аромотерапией и пуговичную терапию. Первоначально я использовала на своих занятиях отдельные элементы работы с цветным песком и воском. Наработав опыт, я поняла, что созрела необходимость в объединении отдельных приемов в целенаправленный тематический курс занятий. В итоге я разработала и апробировала 3 тематических блока занятий, которые включали в себя элементы работы с песком, воском и пуговицами.
Целями этих занятий стали:
1. Активизация и пополнение словаря.
2. Совершенствование фонетической стороны речи.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Совершенствование фонематического восприятия.
5. Развитие логического компонента мышления.
6. Развитие творческой фантазии.
7. Формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
В структуру занятия по песочной сказкотерапии входило:
1. Введение в игровую среду
При работе с сухим песком либо влажным песком:
- упражнения на релаксацию и развитие дыхания
- фонетическая разминка
- слоговая разминка
- «песочная грамматика»
2. Знакомство со сказкой и ее героями
3. Моделирование игры-сказки на песке
4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки
5. Цветная мозаика
Работа с цветным песком:
- изготовление тематической «песочной картины»
- изготовление «песочных сюрпризов» для родителей
В структуру занятия по воскотерапии входило:
1. Введение в игровую среду
При работе с теплым мягким воском:
- упражнения на релаксацию и развитие дыхания, используя ароматизационную лампу
- фонетическая разминка
- самомассаж пальцев рук
2. Знакомство со сказкой и ее героями
3. Беседа по сказке
4. Изготовление подарочной свечи для родителей
В структуру занятия по пуговичной терапии входило:
1. Введение в игровую среду
При работе с пуговицами разных размеров, форм и цветов:
- упражнения на релаксацию и развитие дыхания
- фонетическая разминка
- слоговая разминка
- «пуговичная грамматика»
2. Знакомство со сказкой и ее героями
3. Моделирование игры-сказки из пуговиц
4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки
5. Цветная мозаика
- изготовление аппликации из пуговиц по заданной теме
Используя на своих занятиях методы терапии, необходимо соблюдать следующие принципы:
- эфирные масла и воск являются аллергенными веществами, поэтому прежде, чем начинать работу с ними, необходимо провести опрос родителей на предмет аллергиче-ских реакций.
- при применении эфирных масел, следует помнить об определенных противопоказаниях, внимательно читать аннотацию к препаратам.
- использовать на занятиях лучше знакомые ароматы: масла ромашки, лаванды, мандарина, лимона, можжевельника, масло чайного дерева.
- воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Организовывать такие занятия с детьми легко, поскольку приемы работы очень интересны, и само занятие проходит в непринужденной обстановке и игровой форме. В процессе работы у детей повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие
познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично. На мой взгляд, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Литература
1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Под ред. Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Речь», 2007. – 340 с.
2. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева // Ростов-на-Дону: «Фе-никс».-2002. – 448 с.
3. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.
4. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 256 с.