Окишева Анна
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ. Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ : ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
В настоящее время выстраивая коррекционную работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ, Песочная терапия» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Что такое песочная терапия?
Пескотерапия – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком близки детям с ограниченными возможностями здоровья.
Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.
Цель: Снижение психофизического напряжения у детей с ограниченными возможностями здоровья, используя песочную терапию.
Задачи песочной терапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку с ОВЗ:
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развитие способностей к социализации;
• снимать мышечную напряжённость;
• помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
• стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
• соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• способствовать расширению словарного запаса;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развитие связной речи;
воспитывать усидчивость, выносливость, умение начатое дело доводить до конца.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
- Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Не рекомендуется в случаях, когда:
- Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
- Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры.
Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Познавательные игры.
С их помощью мы помогаем знакомится с окружающим миром.
Проективные игры.
Направлены на коррекцию и развитие ребенка.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода :
во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми, поэтому важно знать, что организация проективных игр на песке открывает противоречия - между традиционными методами и приёмами образовательного процесса и необходимостью внедрения новой прогрессивной системы обучения, реально необходимой для работы с детьми с ОВЗ.
Игра дает каждому ребенку с интеллектуальной недостаточностью
пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по
поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный
подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети с ОВЗ испытывают
радость оттого, что они что-то умеют, знают.
Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует
игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая
обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей с ОВЗ
положительных форм поведения: дисциплинированности, опрятности,
самостоятельности, инициативности.
Игра незаменима, как средство во спитания правильных
взаимоотношений между детьми. В процессе игры проявляется чуткое
отношение к товарищу, справедливость, умение уступать в случае
необходимости, помогать в беде. Поэтому все виды правильно
организованных игр являются прекрасным средством умственного и
нравственного воспитания. Песочная терапия зарекомендовала себя как один
из результативных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с
глубокой интеллектуальной недостаточностью.
На мой взгляд, ценность использования песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ велика: нормализуется эмоциональный фон ребенка, поведенческие нарушения неврологического характера, а это, в свою очередь, открывает новые перспективы для детей с ОВЗ.