Лучший педагог года

Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)

Ольга Шачкова
Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)

«Эффект массажа – естественная

восстанавливающая сила организма,

сила жизни»

Гиппократ

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но в своей логопедической практике мы столкнулись с тем, что у речевых детей, как правило, ослаблено соматическое состояние здоровья, из-за этого частые пропуски. Нарушения общей и мелкой моторики создают проблемы при постановке звукопроизношения и т. д. Из этого мы можем сделать вывод, что одного лишь педагогического воздействия не достаточно. В этом случае зачастую рекомендуют логопедический массаж. А для проведения профессионального массажа необходимы не только медицинское образование, но и специальные условия. И к тому же помощь специалиста по некоторым причинам доступна не всем нуждающимся.

Публикация «Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)» размещена в разделах

К счастью, помимо традиционных методов массажа, существует ряд приемов, которые также позволяют достичь положительной динамики в коррекционной практике. Наше внимание привлек самомассаж с использованием нетрадиционных приемов, так как его использование доступно в условиях дошкольного учреждения. Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна и в логопедические занятия.

Использование приемов самомассажа позволяет укреплять и сохранять здоровье дошкольников, а также формировать у них начальные представления о здоровом образе жизни.

Мы поставили перед собой цель и определили задачи.

Цель: Подобрать и внедрить в логопедическую практику нетрадиционные приемы массажа у дошкольников.

Задачи:

1. Изучить медико-педагогическую литературу по интересующей нас теме.

2. Подобрать эффективные и доступные приемы самомассажа для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста и составить план мероприятий по этой теме.

3. Провести знакомство педагогов и родителей с основными приемами развивающего массажа.

Мною была разработана система использования нетрадиционных приемов массажа согласно лексическим темам в группах компенсирующей направленности.

Предлагаемая система может использоваться в группах детей от 3 до 7 лет, с постепенным увеличением времени проведения и нагрузки, а также усложнением выполняемых действий. Самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна и в логопедические занятия.

Подручные материалы, используемые при нетрадиционных приемах массажа.

• «Сухой» бассейн. Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, семенами различных растений, речным песком, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или рассортировать фасоль и горох для зимующих птиц.

• Разные по жесткости индивидуальные зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.

• Прищепки применяем для пальчикового массажа.

• Индивидуальные рукавицы из разных видов ткани.

• Игрушечные машинки.

• Ребристые и гладкие карандаши.

• Пуговицы

• Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги с контурными изображениями.

• Пластилин.

• Различные виды мячей и массажных шариков.

• Клубки ниток, бусы.

Во время проведения массажных упражнений целесообразно использовать потешки, чистоговорки, стихи.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Учеными доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод - массаж, который заключается в поглаживании в направлении от кончиков пальцев к запястью.

Мы подбираем упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитии речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно - образное мышление, ко многим массажным комплексам подобран стихотворный текст. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча, по показу взрослого, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже могут произносить тексты самостоятельно.

Мы предлагаем вашему вниманию нетрадиционные приемы массажа, так как их использование доступно в домашних условиях, учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний самомассаж можно проводить многократно в течение дня. При воздействии на биологически активные точки, значительно улучшается соматическое состояние детей, т. е происходит мобилизация защитных сил организма.

Предлагаем воздействие на различные зоны коры головного мозга с использованием Су – Джок тренажеров – шариков, массажных колец. Данный вид деятельности используется как развлечение или игра.

«Ёжик» - с виду симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Легкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и легкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологические активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая тонус организма. Упражнения с пружинным массажером очень полезны для детей. Массаж пальцев рук развивает мануальные способности мелкой моторики, способствует быстрому развитию точных движений и концентрирует внимание у дошкольников.

Массаж большого пальца – повышает активность мозга,

Указательного – стимулирует желудок и поджелудочную железу,

Среднего - улучшает работу кишечника,

Безымянного – стимулирует печень,

Мизинца – способствует улучшению сердечно – сосудистой деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

САМОМАССАЖ ЛИЦА

Ф. Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а значит и на развитие речи.

Он считает, что положительные результаты достигаются вследствие влияния внешних импульсов на кору головного мозга. В лечение восьми месяцев дети от 7 до 15 лет из г. Люцерна делали массаж под наблюдением ученых. Уже после трех педель специальных и весьма простых упражнений взрослые замечали у 98 % детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребят на 75 % .

САМОМАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК ХОРОШО ДОПОЛНЯЕТ ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ.

ПЛАНТАРНЫИ МАССАЖ

Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.

Нa подошве масса кожных рецепторов дам находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.

Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы.

АУРИКУЛЯРНЫЙ МАССАЖ

Массаж ушных раковин - аурикулярный показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Мы набираем группы компенсирующей направленности с младшего возраста, и применяем нетрадиционные приемы самомассажа, с использованием различных предметов. Было бы скучно, не интересно и не решало бы проблем развития речи детей логопатов использование одних предметов, большая роль отводится словесному или стихотворному сопровождению.

Подключая к этому процессу родителей, воспитателей и специалистов, возможно улучшение состояния здоровья детей логопатов и приобщение их к здоровому образу жизни, а в конечном итоге, формирование гармоничной личности ребенка.

Публикации по теме:

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗИспользование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2–3 лет Нам известно, что важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге» Яковлева Анжелика Алексеевна учитель-логопед МАДОУ д/с№298 города НовосибирскаИспользование приемов саморегуляции в коррекционной работе.

Использование техники «Художественная флористика» в работе с детьми с ТНР (тяжелое нарушение речи).Использование техники «Художественная флористика» в работе с детьми с ТНР (тяжелое нарушение речи). Многие думают,что художественная флористика-это умение составлять композиции из цветов,но это далеко не так. Художественная флористика.

Косультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми по реализации в ДОУ.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми: рисование пеной для бритья» Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Консультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультацию подготовил: воспитатель Рыбалка Н. В. Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)
Опубликовано: 4 марта 2018 в 19:54
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД