Получи документы

Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге»

Анжелика Яковлева
Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге»
▼ Скачать + Заказать документы

Яковлева Анжелика Алексеевна учитель-логопед МАДОУ д/с№298 города Новосибирска

Использование приемов саморегуляции

в коррекционной работе учителя-логопеда.

«Больше вовсе не значит лучше! Залог успеха в том, чтобы давать ребенку то, что ему нужно, в разумных количествах и в подходящий момент.»

Улла Кислинг

«Сенсорная интеграция в диалоге»

Публикация «Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми „Сенсорная интеграция в диалоге“» размещена в разделах

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий сенсомоторного развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

В психологическом словаре А. В Петровского и М. Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств ребенка и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.

Уже в 20-х годах в школе Л. С. Выготского начинались исследования произвольной регуляции в связи с идеей культурно-исторического развития человека и опосредственного характера высших психических функций.

Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.

Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной саморегуляции: эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание педагогами общих механизмов регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

Способность регулировать различные сферы жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Работая с детьми, имеющими различные нарушениями речи, начинаешь понимать, что будущее в нашей профессии за интеграцией. Широкое внедрение луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме», использование нейропсихологических методов Семенович А. В. доказало эффективность их как профилактического и коррекционного инструмента.

Изучая другие телесно-ориентированные практики, узнала о методе «Ключ» Х. Алиева. Решила модифицировать его приемы для использования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хасай Магомедович Алиев — выдающийся дагестанский ученый, врач, психолог и философ, открывший свой метод на базе психотехники саморегуляции, которую он назвал «Ключ».

Метод X. Алиева построен на обучении искусству саморазвития с помощью известных в восточных религиях трансгенных автоматических однообразных движений, выполняемых с минимальным психическим усилием, чаще всего в различных техниках молитв. Это автоматические покачивания головой, телом, идеомоторные левитирующие движения рук и др.

X. Алиев исследовал и доказал, что сознательное искусственное моделирование автоматических движений оздоравливает и гармонизирует психику. Саморегуляция по своей природе универсальна и может быть использована как полезный инструмент в любой области жизни и деятельности человека, в том числе в коррекционной работе с детьми.

Например, мы можем наблюдать на занятии таких детей, которые сидят, как бы оцепенев, бездумно уставившись в одну точку. Это их мозг, включил защитно-восстановительную реакцию, переключился от расхода сил к их накоплению. Так значит, педагогу необходимо предугадать это состояние.

В данном методе саморегуляции достижение данного состояния происходит необычайно быстро в сравнении с другими известными методами, а его применение - универсально, поскольку не ограничивается рамками существующих систем.

С помощью саморегуляции можно научиться способу сознательного включения этой защитно-восстановительной реакции, и тогда мы способны, не дожидаясь переутомления, вовремя предупреждать усталость, беречь нервную систему от истощения, умело поддерживать здоровье и работоспособность ребенка. Это же относится к самим педагогам.

Система упражнений, используемая в Центре саморегуляции при обучении методу.

Путём специальных тренировок, происходит включение, настройка, гармонизация биоритмов. Начинает работать механизм обретения внутреннего равновесия и мобилизации внутренних ресурсов детского организма. Ключевые приёмы выполняются в определённой последовательности.

Выполняется раскрепощающая разминка в виде доступных для детей дошкольного возраста упражнений– 1)"хлёсты" 2)"лыжник" 3)"вращения-Шалтай-болтай". Излишние эмоции преобразуются, перерабатываются в энергию маятникового движения.

После предыдущих движений синхрогимнастики могут идти "полёты", с которыми появляется релакс. Это реализуется с помощью приёмов, выбранных из следующего набора: "расхождение / схождение / левитация, парение рук", "полёт" (махание руками, "автоколебания, покачивания тела", "движения головой и вращение глазами" (идеорефлекторные движения из комплекса «Звезда саморегуляции», используемые в качестве ключа для включения режима гармонизации).

Завершающим этапом – присесть или прилечь на несколько минут. При этом, возникает психологическая разгрузка и накопление новых сил.

Первые несколько занятий автор рекомендует выполнять ежедневно или через день, чтобы выработались и закрепились нужные рефлексы.

Эти методики улучшают здоровье, повышают стрессоустойчивость, помогают раскрыть и развить свои творческие способности, повысить эффективность процессов коррекционного обучения. Развивается самостоятельность мышления, вырабатывается повышенная устойчивость к внешним, неблагоприятным воздействиям.

Описание основных упражнений.

1."Хлест руками по спине"

«Хлест руками по спине - упражнение, вызывающее эффект раскрепощения. Уже через 30-60 секунд голова проясняется, происходит прилив энергии. Чувствуется освобождение в шейно-плечевом поясе.

В основе упражнения - инстинктивное похлопывание руками, которое человек совершает рефлекторно, например, для согревания на морозе.

Хлест руками по спине выполняется от 30 секунд до 1 минуты. Руки надо бросать за плечи свободно! Руки - как плети! Надо не двигать ими, а именно свободно бросать. Необходимо далеко закинуть руки за плечи так, чтобы ладошки свободно хлопали за плечами, издавая характерный звук шлепка.

ВСЕ ЗЛЕЕ, ЗЛЕЕ, ЗЛЕЕ. .

Все злее, злее, злее

На улице мороз.

И каждый потеплее

Закутывает нос.

И людям, и машинам

Сейчас не до красы.

И люди, и машины

Закутали носы. [/i]

Владимир Орлов

2. "Лыжник"

Данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».

Для его выполнения надо просто встать, расслабить свое тело и начать совершать вышеуказанные движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.

ПАПИНА ЛЫЖНЯ

Мы поехали за город

Походить на лыжах.

Вот деревня, вот пригорок.

А лыжни не вижу.

Папа мне сказал:

"Проблема?

Ты уже большой.

Видишь: снега по-колено?

Это хорошо.

Проложу лыжню, ты - следом

Жми, не отставай".

Прицепился к папе, еду,

Как вагон трамвая,

Целых сорок пять минут!

Только, получается:

Я большой, но. почему-то

Ноги разъезжаются.

Вёз прицепом он меня

Прямо до села.

Видно, папина лыжня

Мне чуть-чуть мала.

Людмила Нижегородцева[/i]

3."Шалтай-болтай"

Встаньте, как вам удобно, расслабьте тело и начните поворачивать свой корпус вправо-влево, руки при этом свободно следуют за движением тела туда-сюда – болтаются.

Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!

Самуил Маршак.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов Лего-технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» Авторы: Попова Е. В., воспитатели первой квалификационной.

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми: рисование пеной для бритья» Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 18:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Яковлева (УИ 1436644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД