Анжелика Яковлева
Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми «Сенсорная интеграция в диалоге»
▼ Скачать + Заказать документы
Яковлева Анжелика Алексеевна учитель-логопед МАДОУ д/с№298 города Новосибирска
Использование приемов саморегуляции
в коррекционной работе учителя-логопеда.
«Больше вовсе не значит лучше! Залог успеха в том, чтобы давать ребенку то, что ему нужно, в разумных количествах и в подходящий момент.»
Улла Кислинг
«Сенсорная интеграция в диалоге»
Публикация «Использование приемов саморегуляции в коррекционной работе с детьми „Сенсорная интеграция в диалоге“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий сенсомоторного развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.
В психологическом словаре А. В Петровского и М. Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств ребенка и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Уже в 20-х годах в школе Л. С. Выготского начинались исследования произвольной регуляции в связи с идеей культурно-исторического развития человека и опосредственного характера высших психических функций.
Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления, способные запустить естественные механизмы саморегуляции.
Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной саморегуляции: эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание педагогами общих механизмов регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.
Способность регулировать различные сферы жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.
Работая с детьми, имеющими различные нарушениями речи, начинаешь понимать, что будущее в нашей профессии за интеграцией. Широкое внедрение луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме», использование нейропсихологических методов Семенович А. В. доказало эффективность их как профилактического и коррекционного инструмента.
Изучая другие телесно-ориентированные практики, узнала о методе «Ключ» Х. Алиева. Решила модифицировать его приемы для использования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Хасай Магомедович Алиев — выдающийся дагестанский ученый, врач, психолог и философ, открывший свой метод на базе психотехники саморегуляции, которую он назвал «Ключ».
Метод X. Алиева построен на обучении искусству саморазвития с помощью известных в восточных религиях трансгенных автоматических однообразных движений, выполняемых с минимальным психическим усилием, чаще всего в различных техниках молитв. Это автоматические покачивания головой, телом, идеомоторные левитирующие движения рук и др.
X. Алиев исследовал и доказал, что сознательное искусственное моделирование автоматических движений оздоравливает и гармонизирует психику. Саморегуляция по своей природе универсальна и может быть использована как полезный инструмент в любой области жизни и деятельности человека, в том числе в коррекционной работе с детьми.
Например, мы можем наблюдать на занятии таких детей, которые сидят, как бы оцепенев, бездумно уставившись в одну точку. Это их мозг, включил защитно-восстановительную реакцию, переключился от расхода сил к их накоплению. Так значит, педагогу необходимо предугадать это состояние.
В данном методе саморегуляции достижение данного состояния происходит необычайно быстро в сравнении с другими известными методами, а его применение - универсально, поскольку не ограничивается рамками существующих систем.
С помощью саморегуляции можно научиться способу сознательного включения этой защитно-восстановительной реакции, и тогда мы способны, не дожидаясь переутомления, вовремя предупреждать усталость, беречь нервную систему от истощения, умело поддерживать здоровье и работоспособность ребенка. Это же относится к самим педагогам.
Система упражнений, используемая в Центре саморегуляции при обучении методу.
Путём специальных тренировок, происходит включение, настройка, гармонизация биоритмов. Начинает работать механизм обретения внутреннего равновесия и мобилизации внутренних ресурсов детского организма. Ключевые приёмы выполняются в определённой последовательности.
Выполняется раскрепощающая разминка в виде доступных для детей дошкольного возраста упражнений– 1)"хлёсты" 2)"лыжник" 3)"вращения-Шалтай-болтай". Излишние эмоции преобразуются, перерабатываются в энергию маятникового движения.
После предыдущих движений синхрогимнастики могут идти "полёты", с которыми появляется релакс. Это реализуется с помощью приёмов, выбранных из следующего набора: "расхождение / схождение / левитация, парение рук", "полёт" (махание руками, "автоколебания, покачивания тела", "движения головой и вращение глазами" (идеорефлекторные движения из комплекса «Звезда саморегуляции», используемые в качестве ключа для включения режима гармонизации).
Завершающим этапом – присесть или прилечь на несколько минут. При этом, возникает психологическая разгрузка и накопление новых сил.
Первые несколько занятий автор рекомендует выполнять ежедневно или через день, чтобы выработались и закрепились нужные рефлексы.
Эти методики улучшают здоровье, повышают стрессоустойчивость, помогают раскрыть и развить свои творческие способности, повысить эффективность процессов коррекционного обучения. Развивается самостоятельность мышления, вырабатывается повышенная устойчивость к внешним, неблагоприятным воздействиям.
Описание основных упражнений.
1."Хлест руками по спине"
«Хлест руками по спине - упражнение, вызывающее эффект раскрепощения. Уже через 30-60 секунд голова проясняется, происходит прилив энергии. Чувствуется освобождение в шейно-плечевом поясе.
В основе упражнения - инстинктивное похлопывание руками, которое человек совершает рефлекторно, например, для согревания на морозе.
Хлест руками по спине выполняется от 30 секунд до 1 минуты. Руки надо бросать за плечи свободно! Руки - как плети! Надо не двигать ими, а именно свободно бросать. Необходимо далеко закинуть руки за плечи так, чтобы ладошки свободно хлопали за плечами, издавая характерный звук шлепка.
ВСЕ ЗЛЕЕ, ЗЛЕЕ, ЗЛЕЕ. .
Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы. [/i]
Владимир Орлов
2. "Лыжник"
Данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».
Для его выполнения надо просто встать, расслабить свое тело и начать совершать вышеуказанные движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.
ПАПИНА ЛЫЖНЯ
Мы поехали за город
Походить на лыжах.
Вот деревня, вот пригорок.
А лыжни не вижу.
Папа мне сказал:
"Проблема?
Ты уже большой.
Видишь: снега по-колено?
Это хорошо.
Проложу лыжню, ты - следом
Жми, не отставай".
Прицепился к папе, еду,
Как вагон трамвая,
Целых сорок пять минут!
Только, получается:
Я большой, но. почему-то
Ноги разъезжаются.
Вёз прицепом он меня
Прямо до села.
Видно, папина лыжня
Мне чуть-чуть мала.
Людмила Нижегородцева[/i]
3."Шалтай-болтай"
Встаньте, как вам удобно, расслабьте тело и начните поворачивать свой корпус вправо-влево, руки при этом свободно следуют за движением тела туда-сюда – болтаются.
Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
Самуил Маршак.