МААМ-картинки

Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества в работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики

Евгения Тетерина
Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества в работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики

Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества в работе с детьми с ОВЗ, как средство развития мелкой моторики, координации движений рук и творческих способностей.

Тетерина О. Ю., Тетерина Е. Ю. ,

Казённое Образовательное Учреждение

«Адаптивная школа/детский сад№292»г. Омск

Публикация «Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества в работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики» размещена в разделах

Статья посвящена опыту работы по развитию мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Раскрываются возможности различных нетрадиционных способов изображения для развития координации движений рук и творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, дети с ограниченными возможностями здоровья, аппликативная (бумажная) мозаика, шаблоны, графические навыки, нетрадиционные способы изображения.

Дети с ОВЗ, как отмечалось многими педагогами в области коррекционной педагогики, имеют особенности в своём психофизическом развитии : такие как, слабая моторика рук, нескоординированность движений, соматическая ослабленость детей.

Изобразительное творчество, как уже отмечалось нашими педагогами в этой области, (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина,) развивает и укрепляет психические процессы, творческие способности детей, влияет на развитие мелкой моторики, общей координации движений. Н. П. Сакулина, в частности, отмечала важность развития сенсорных способностей, которые обеспечивают успешное освоение детьми изобразительных умений и навыков. «Значительная сниженность зрения, дефекты цветоощущений, безусловно, отрицательно сказываются на развитии способностей к изображению. Серьёзные дефекты в развитии движений рук также не позволяют овладеть этой способностью». Многими учёными в области детской коррекционной педагогики и психологии отмечалась важность использования изобразительной деятельности в работе с детьми с ОВЗ как один из способов коррекции.

Занимаясь, длительное время изобразительной деятельностью с детьми с особыми возможностями здоровья, нами было отмечено, что дети слабо владеют, графическими навыками, и умениями, им трудно контролировать глазом целый комплекс движений руки. Так же, вследствие того, что дети не наблюдательны в рассматривании и восприятии изображаемых предметов, не могут вспомнить особенности их внешнего вида, результат не всегда соответствует детским ожиданиям, и может вызвать у детей чувство не удовлетворённости и снизить желание заниматься изобразительной деятельностью в дальнейшем.

Поэтому важно дать детям доступные возрасту и воплощению способы изображения, средства и материалы. То есть, другими словами, создать условия для достижения приемлемого результата.

Для этого хорошо использовать нетрадиционные способы изображения и инструменты и сочетать их с разными техниками, материалами. Результат может быть очень интересным. Например, в коллективной творческой работе «Чаепитие у Мартовского зайца» мы использовали сочетание нескольких различных материалов: солёное тесто, гуашевые краски, деревянные кружевные стружки от цветных карандашей.

Конечно, очень помогают детям регулярные творческие задания, игры. Они способствуют развитию воображения и образного мышления ребёнка, которые являются важными качествами творческой личности. Например, игры с красками. Очень интересные результаты можно получить, если использовать такой способ как рисование мылом на зеркале. Дети сначала намыливают кисть, затем ею же набирают акварельную краску и рисуют на стекле. Приложив к мыльно-красочному пятну на стекле лист бумаги, ребёнок видит оттиск необычной формы. «- Ребята, придумайте на что, или кого может быть похоже это пятнышко?» -предлагает педагог. Ребёнок пытается вообразить и придумать что-то новое и интересное. В младшем возрасте чаще всего используем сочетание такого приёма рисования как рисование пальчиками, ладошками используя гуашь или акварель. Ладошка самый удобный шаблон для использования её в рисовании именно с младшими дошкольниками. В зависимости от целей, можно использовать как рисование пальчиками, например, рисование насекомых-бабочек. жуков, так и прикладывая к листу ладошку, для изображения морских обитателей медуз, рыб, скатов, а также птиц, животных. (Лексические темы «Дикие животные и их детёныши», «Перелётные птицы», «Обитатели морей и океанов») Деревья можно изображать с помощью «кляксографии», грибы используя такой способ рисования как «рисование по мокрому» в лексической теме «Поздняя осень, грибы, ягоды».

Как показала практика хорошо использовать для изображения предметов и явлений окружающей действительности шаблоны, которые помогают детям «оттолкнуться» в развитии своего воображения. Шаблон-пластина с вырезами, по контуру которых изготавливают чертежи. (7) Шаблон поможет ребёнку создать уверенную твёрдую ровную линию карандашом, не сбиться и не уйти в сторону. Овладение детьми графическими навыками и умениями в процессе организованного и направленного воспитателем восприятия, называемого обследованием, для детей в норме довольно сложный процесс, а для детей с ОВЗ, в силу отмеченных ранее особенностей здоровья, это может быть недостижимо без помощи шаблона.

В нашем учреждении непосредственная образовательная деятельность с детьми спланирована по лексическим темам. Нами был разработан алгоритм действий к НОД с использованием шаблонов и опорой на картинный план, как для лепки способом «налепа» или «пластилинографии», так и для аппликации и рисования. Шаблон в виде разных образов, фигурок к заданной лексической теме, даётся детям педагогом, и ребёнок располагает его на середину листа, в композиционный центр, обводит карандашом. Дальше, в зависимости от того, какие стоят задачи, какие используются материалы работа идёт по определённому алгоритму.

Если это рисование, то линию нарисованную простым карандашом, обводим мелком нужного цвета, кистью или цветным карандашом и заштриховываем или закрашиваем внутреннюю часть, аккуратно в одном направлении. Далее рисуются детали (глаза, грива, пятна на шкуре, полоски и т.)другим цветом. Соответственно с темой делается фон (деревья, кустарники, водоросли и т д).Причём, рисовать «пушистость» животных, птиц, растений, снега, можно щетинковой кистью, поролоновым тампоном, пальчиками. Для аппликации – так же берётся либо шаблон с изображением целого животного, цветка и т. д либо его частей, только кладётся он на цветную бумагу и обводится карандашом. Дальше ребёнок вырезает по контуру деталь, или несколько деталей и составляет изображение, затем наклеивает его на цветной картон или тонированный лист. Если необходимо составить коллективную работу, то дети вырезают своё изображение с небольшим отступом от контура, например, машины и приклеивают на общий фон дороги. Получается работа «Транспорт на улице города» к лексической теме «Транспорт, виды транспорта».

В подготовительной группе мы использовали ещё и такой вид аппликации как аппликативная мозаика. Которую лучше делать на плотном белом картоне или взять тонкую потолочную плитку. Материал-крепированная или папиросная бумага, нарезанная на мелкие квадратики 4на 4 мм разных цветов в подносах, клей ПВА с тонким «носиком», 2 простых карандаша. Так для подарка маме детям даются шаблоны цветов. Ребёнок обводит шаблон карандашом, затем по контуру проходит клеем, оставляя тонкий след. Конец карандаша опускает в клей и сразу же в поднос с кусочками бумаги нужного цвета. Опускает кусочек на контур, рядом другой, третий без пробела,и так получается целая линия из кусочков. Внутренняя часть так же заполняется кусочками крепированной бумаги. Получается изображение похожее на мозаику. Для лепки так же используются шаблоны. Ещё один интересный вид лепки это лепка способом «налепа», или живопись пластилином. Здесь основа может быть цветной картон, на который кладётся шаблон, обводится карандашом, а затем скатывается жгут из пластилина, укладывается по контуру, а середина заполняется кусочками пластилина такого же или другого цвета. Если нужно получить переход цвета для изображения больших площадей, например зелёной полянки, голубого и облачного неба, пластилин накладывается друг на друга и размазывается.

Таким образом, используя в работе с детьми с ОВЗ разнообразные материалы, техники изображения в лепке, аппликации, рисовании, а так же, применяя для этого шаблоны с изображением различных животных, птиц, машин, зданий, можно добиться значительных успехов в овладении детьми изобразительными, графическими умениями, навыками. В значительной степени стимулировать развитие воображения детей с ОВЗ, эмоционально-окрашенного восприятия окружающего мира и образного мышления.

Библиографический список:

1. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием//Известия Академии педагогических наук РСФСР. - Вып. 100.-М. ,1959.-С. 10. От рождения до школы.

2. Примерная основная образовательная программа. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Всильевой-3-е изд. испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

3. Лыкова И. А., Буренина А. И Талантливые дети: Индивидуальный подход в художественном развитии. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2012

4. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки-М. : Просвещение, 1991

5. Подьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.

6. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1985.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., доп. -М. : Азбуковник, 1999. с 890.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигудиИспользование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди Тема: «Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук». Мягкие бигуди. Лариса Гацко. Блог. Развитие мелкой моторики.

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операцийИспользование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет "Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций". Елена Фролова.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Использование соли для развития мелкой моторики у детейИспользование соли для развития мелкой моторики у детей В работе с детьми мы находим новые элементы технологий развивающего характера. В данном случае использование соли для развития мелкой моторики.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки»Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки» Татьяна Маликова Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ «ШНУРОВКИ».

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных способов изобразительного творчества в работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 20:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД