Получи документы

Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников

Надежда Ефремова
Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников.

В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Одним из наиболее эффективных среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма.

Публикация «Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников» размещена в разделах

Пальчиковые игры- это эффективное средство для изучения чего-то нового, интересного, это способ дать материал не навязчиво, легко, в частности, это можно использовать при обучении дошкольников иностранному (английскому) языку.

Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми дошкольного возраста, но и очень полезные упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности. Ведь учеными доказано, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретными движениями руками и речевым центром мозга.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих ровесников. И это происходит не только за счет того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве известных композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария.

Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. По мнению психологов, дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка. Мы все помним стихи и песни, выученные в детстве. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты прочно и надолго запоминаются детьми.

Игры и упражнения с пальчиками — незаменимая вещь в работе тех, кто работает с детьми любого возраста. Рука является органом речи, так считают ученые, однако, даже не изучая научные трактаты, можно заметить, когда мы общаемся между собой, пытаясь точнее передать свою мысль собеседнику, помогаем себе движениями пальцев, жестами.

В работе с детьми младшего возраста выявляются такие проблемы детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.

История возникновения пальчиковых игр очень древняя. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н. э. в Китае. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Ф. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Ф. Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.

Почему же пальчиковые игры стали столь актуальны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.

Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. По мнению психологов, дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка. Мы все помним стихи и песни, выученные в детстве. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты прочно и надолго запоминаются детьми.

Пальчиковые игры на занятиях английским языком.

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. И всё, что предлагается детям на занятии легче им запомнить в игре. Мост, по которому проходит кратчайший путь постижения «чужого» языка, - игра. В игре «чужое» перестаёт быть «чужим» и становится «своим». Игры с пальчиками обычно смешные, поэтому они вызывают у детей положительные эмоции. А это, в свою очередь, отражается на формировании мотива к изучению иностранного языка, на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, стихи, рифмовки, демонстрировать их родным и знакомым. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов изучения английского языка.

Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Стихи и рифмовки на английском языке, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми тренингами. Они привлекают малышей и легко запоминаются.

Сопровождая пальчиковые действия стихами и рифмовками на английском языке, ребенок тренирует собственную память – непроизвольно запоминает стихотворные тексты, приобретая даже театрализованные навыки.

Как любые упражнения пальцев, пальчиковые игры на занятиях иностранным языком готовят детскую руку к письму. Обращаться к ним следует один-три раза в течение занятия, когда требуется дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать внимание группы. Продолжительность таких игр 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не заболели.

Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.

Как и в жизни, на занятиях в группе есть и «разговорчивые» и «молчуны». Педагогу следует поощрять речевую активность «говорунов», но вести занятие так, чтобы «молчуны» не чувствовали себя не в своей тарелке. Существует простой способ подключить к процессу общения всех детей. Это фраза: «Давайте скажем это ручками!». При этом часть детей, жестикулируя, проговаривает и саму фразу, а часть ограничивается движениями, но при этом пребывает в полной уверенности, что говорит. При этом активизируется кинестетический канал – сопровождение песен и стихов движениями, жестами и пальчиковыми играми.

Один из самых простых и надежных способов беспереводной семантизации – использование жестов. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо, поэтому необходимо эксплуатировать эту возрастную особенность детей. При изучении иностранного языка можно практически каждую фразу вводить в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им.

При проговаривании стихов и пропевании песен следует сопровождать их по мере возможности движениями. Например:

This is a bear, this is a hare, this is a dog and this is a frog.

This is a car, this is a star, this is a ball and this is a doll.

Каждая фраза этой песенки сопровождается изображением данного животного или игрушки (жестами или пальчиками).

Учитывая тот факт, что у большинства детей в возрасте 4 – 6 лет непроизвольное внимание преобладает над произвольным, целесообразна частая смена видов деятельности. Это делает занятия максимально насыщенными и дает преподавателю возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление внимания гиперактивных детей.

Проводя игру, педагог может помочь исполнению текста актерскими приемами. Во время совместной игры педагог не должен забывать максимально, использовать выразительную мимику, в нужных местах говорить голосом разных тембров.

Читать текст надо как можно выразительнее, в зависимости от его содержания – то тише, то громче, делая в подходящих местах паузы, определяя, где можно говорить медленнее, а где – быстрее.

Необходимо взять за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если ребенок на первых порах делает что-то не совсем верно. Главное – правильно делать показ нужных действий, чтобы ребенок смог после некоторого числа их демонстраций запомнить нужную последовательность движений, технику их выполнения и правильный словесный текст.

Постепенно надо расширять диапазон игр. Разучив несколько из них до такой степени, что дети вполне могут повторять их самостоятельно, улыбкой реагируют на их повтор, можно разучивать с ними новые.

Все упражнения сначала надо показывать и выполнять медленно, в «рабочем темпе». Необходимо обратить внимание, чтобы дети увлеклись показом и комментариями педагога, чтобы захотели повторить его движения.

«От простого к сложному»

Согласно одному из главных педагогических правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному». То есть, сначала следует показывать. Запоминать и повторять серию движений, начиная с 1-2 из них. Но постепенно надо увеличивать количество жестов в игре, усложняя комментирующие их потешки.

Все выполнения пальчиковых и ручных упражнений с детьми можно условно поделить на следующие группы.

I. Упражнения выполняются одним пальчиком или всей ладошкой. Они достаточно просты, основаны на выполнении всего одной команды. При этом задания учат детей последовательно то напрягать, то расслаблять мышцы и развивают умение некоторое время сохранять нужное положение одного или нескольких пальцев.

В основном подобные действия базируются на использовании детьми «действия по образцу», наблюдая за показом взрослого и развивая их подражательную способность. Например:

A FISH

1. Кончиками пальцев обеих рук ударяем на счет по столу.

One, two, three, four, five.

2. Соединив ладони, делаем волнообразные движения вперед («рыбка»).

I caught a fish alive.

3. На счет постукиваем пальцами по столу.

Six, seven, eight, nine, ten.

4. Повторяем движение «рыбка».

I let it go again.

THE DANCE OF THE LEAVES

1. Руки – на уровне груди, вращаем кисти рук вправо и влево

First they dance upon the trees

2. Качаем кистями вправо и влево, вращаем кисти рук так же.

Then they float on the breeze,

3. Волнообразные движения кистей рук. Руки медленно опускаем

Then they gaily blow around,

Now they’re sleeping on the ground

II. Упражнения требуют большей дифференцированности движений, учат действиям со всеми пальчиками поочередно. Пальцы рук осваивают систему их последовательного сгибания и разгибания. Причем, в ходе задания детям уже приходится осваивать несколько движений и умения переключаться с одного движения на другое. Дети шлифуют представления о целях подражательности – они улавливают смысл сопутствующей потешки, сочетая свои действия с ее смыслом. Например:

A CLOCK

1. Руки детей – на уровне груди. Slowly ticks the big clock :

На каждое слово пальчики поочередно

прижимаются к большому пальцу. Tick-tock, tick-tock.

2. Наслове «tick-tock» качаем ладошками вправо и влево Little clock ticks double quick :

Tick-a-tock-a, tick-a-tock-a,

первом случае – медленно,

во втором – быстро. Tick-a-tock-a-tick!

LITTLE DOG

1. Руки – на уровне груди. Пальцы левой руки сжаты в кулачок

One, one, one,

Little dog run

пальцы правой руки вытянуть и приставить к основанию мизинца левой руки

Two, two, two,

I like to run, too

2. Менять положение рук на каждое слово стихотворения.

BIRDS

1. Руки – на уровне груди, 1. There were two birds

«сделать из пальцев «клюв». Sitting on a hill,

«Птицы» разговаривают друг с другом

The one named Jack,

The other named Jill.

2. Вращаем кисти рук 2. Fly away, Jack,

вначале от себя, затем Fly away, Jill!

по направлению к себе.

Come again, Jack!

Come again, Jill!

III. Движения для пальчиков становятся более осмысленными, «нанизываясь» на сюжетный стержень потешки, отражая ее смысл. Совершенствуется координация движений двумя руками или в системе «большой палец – остальные пальцы». Полученные ранее навыки на более высоком уровне получают «подпитку» жизненным опытом детей, переходя в новый исполнительский уровень, в том числе – в разряд театрализации.

В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Petter-Poin-ter — Питер-указка (указательный палец).

Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).

Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).

Baby-Small — Малютка (мизинчик).

Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев, что довольно сложно для малышей, особенно когда надо шевелить средним или безымянным пальцем.

Petter-Pointer, Petter-Pointer,

Where are you?

Here are I am, here are I am.

How do you do?

На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка (кулачок к тому же может быть спрятан за спиной) и кланяется (сгибаются две фаланги). На слова последней строки движение можно изменить: палец наклоняется вперед, не сгибаясь.

Эта игра очень нравится малышам (как все игры, включающие элемент «пряток»). Но в том случае, если дети только начали учить язык, имена пальцев можно заменить обращением «Little finger».

Движения каждого пальца в отдельности могут чередоваться с движениями всех пальцев. Обычно это «танец», когда все пальчики руки произвольно и активно шевелятся.

Dance Petter-Pointer (little finger, dance!

Dance Petter-Pointer (little finger, dance!

Шевелится и сгибается указательный палец.

Dance the merry men around,

Dance the merry men around,

Кулачок раскрывается, и «танцуют» все пальцы руки.

But Tommy-Thumb can dance alone,

But Tommy-Thumb can dance alone.

Пальцы сжимаются в кулачок, и двигается только большой палец — сгибается, вращается, наклоняется то вправо, то влево. И так для каждого пальца по очереди.

Игру можно повторять несколько раз: сначала для пальцев правой руки, потом — для пальцев левой руки, в конце концов — для пальцев обеих рук. Можно играть во все убыстряющемся темпе, пока пальцы не перестанут успевать двигаться в ритм тексту и дети не начнут смеяться.

Часто пальцы руки представляются веселой семейкой. Тогда за каждым закреплен определенный статус.

This the father, so strong and stout,

This the mother with children all about,

This is the brother so tall you see,

This is the sister with her dolly on her knee,

This is the baby still to grow,

And this is the family, all in row.

I HAVE A FATHER…

Большой пальчик «ребенок» разогнут, остальные пальчика сложены в кулачок.

I have a father, - разгибается указательный палец.

I have a mother, - разгибается средний палец.

I have a sister, – разгибается безымянный палец

I have a brother. – Разгибается мизинец

Do you like – сгибает-разгибает большой пале

Your father? – сгибает - разгибает указательный палец

Yes I do! – три раза касается большим пальцем указательного

Do you like your mother? – Yes, I do! – то же самое со средним пальцем

Do you like your sister? – Yes, I do! – то же самое с безымянным пальцем

Do you like your brother? – Yes, I do! – то же самое с мизинцем

THIS PIG IS STRONG!

Большой пальчик, «свинка», разогнут, остальные пальчика сложены в кулачок.

This pig is strong! – разгибается указательный палец

This pig is big! – разгибается средний палец

This pig is clever! – разгибается безымянный палец

This pig is weak! – разгибается мизинец

Are you strong? – Yes, I am! – сгибает-разгибает большой пальчик и указательный

Are you big? – Yes, I am! – сгибает-разгибает большой пальчик и средний

Are you clever? – Yes, I am! – сгибает-разгибает большой палец и безымянный

Are you weak? - Yes, I am! – сгибает-разгибает большой палец и мизинец

This pig is strong! – указательный палец складывается в кулачок

This pig is big! – средний палец складывается в кулачок

This pig is clever! – безымянный складывается в кулачок

This pig is weak! – мизинец складывается в кулачок

Strong! Strong! – разгибается указательный палец

Big! Big! – разгибается средний палец

Clever! Clever! – разгибается безымянный палец

Weak! Weak! – разгибается мизинец

Массаж для пальчиков.

Занятия пальчиковой гимнастикой неплохо ежедневно заканчивать выполнением простейших приемов массажа, которые согревающее действуют на организм, оставляя ощущение комфортности.

К простейшим приемам массажа кистей рук и пальцев можно отнести нижеприведенные упражнения. На весь сеанс занятия должно уходить не более 2-3 минут.

- Двигать ладошками вверх-вниз, имитируя скользящее движение, которое в дошкольной педагогике носит название «тарелочки».

- Легкими движениями поглаживать одной рукой пальцы другой руки. После 10-15 секунд растирания действия рук поменять.

- Растирать каждый палец, перемещаясь по нему от конца к основанию.

- Выполнить легкие потряхивания кистями.

В заключение несколько методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр :

1. Перед игрой обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Очень чё тко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу ( к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В дошкольном возрасте ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах.

Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им еще большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать фломастеры разных цветов).

И еще раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть веселыми!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка»Консультация для родителей «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка» Консультация для родителей: «Что узнает ваш ребенок на моих занятиях английского языка»Я предлагаю Вашему вниманию совершенно необыкновенные.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта открытого интегрированного урока окружающего мира и английского языка во 2 классе Интегрированный урок окружающего мира и английского языка, проведенного в 2 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой,.

Внеклассное мероприятие в форме квест-игры «Знатоки английского языка» 2 классВнеклассное мероприятие в форме квест-игры «Знатоки английского языка» 2 класс ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: КВЕСТ-ИГРА «ЗНАТОКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» для учащихся 2-х классов Подготовила: учитель английского.

Внеклассное мероприятие «Роль английского языка в Великой Отечественной войне. Разведчики»Внеклассное мероприятие «Роль английского языка в Великой Отечественной войне. Разведчики» Внеклассное мероприятие «Роль иностранных языков в великой отечественной войне. Разведчики» Цель: Повышение мотивации учащихся к изучению.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 13:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование пальчиковых игр (Fingerplays) при изучении английского языка у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ефремова (УИ 2510643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД