Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Татьяна Джаджиева
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО и ООП ООО, что коренным образом меняет подход к уроку, делает необходимым знание и понимание этих требований, чтобы обеспечить их достижение. Реализация требований к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, способность их использования в учебной, познавательной, социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, делает метапредметный подход в практике преподавания основ наук обязательным при планировании современного урока.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности и повышение качества образования.

На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные действия:

1. Мотивация к учебной деятельности. Что значит мотивировать ребенка к учебной деятельности? Во-первых, необходимо актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т. е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, ученику надо дать уверенность в том, что он в состоянии решить задачи,возникающие в процессе обучения («могу»).

2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания.

3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные).

4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование (личностные УУД).

5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный.

6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах, или фронтально.

7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:

• формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;

• формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

• ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

• обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Перед учителем стоит задача, как спроектировать такой урок, который будет решать поставленные задачи по формированию метапредметных результатов? Как учить, работая на метапредметные результаты?

Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта.

Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Очень важным является в регулятивных умениях – самоконтроль. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов). Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса, называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий. Также учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до уроков и после уроков, что помогает в начале рабочего дня сразу отметить тех ребят, кто не может сразу включиться в работу в полную силу. А по окончании дня выяснить, что могло повлиять на плохое самочувствие ребёнка, и оказать ему поддержку.

Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

В качестве практического примера урока, направленного на достижение не только предметных и личностных, но и метапредметных образовательных результатов приведу план – конспект урока английского языка в 7 классе (УМК «Spotlight»)

Урок № 24 (3-й урок в модуле 3 «Famous people»)

Тема урока: «Against all odds» («Вопреки всему»)

Цели урока:

1. Развитие речевой компетенции:

Предметное содержание урока: Межличностные взаимоотношения. Внешность и черты характера человека. Страна изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Развитие речевой компетенции в следующих видах речевой деятельности:

В говорении:

– отвечать на вопросы собеседника, высказывая своё мнение, просьбу в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

– передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

В аудировании:

– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);

В чтении:

– читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

– читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода, а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

– читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

В письменной речи:

– составлять план.

2. Развитие языковой компетенции:

– применение правил написания слов, изученных в основной школе;

– адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;

– распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;

– знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, артиклей)

3. Развитие социокультурной компетенции:

– представление о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру.

4. Формирование учебно-познавательной и компенсаторной компетенции:

- пользоваться такими приёмами мыслительной деятельности, как обобщение и систематизация;

- выделять и фиксировать необходимую информацию

- использовать языковую и контекстуальную догадку, умение прогнозировать в процессе восприятия речи на слух и при чтении;

- использовать в качестве опоры при описании ключевые слова;

- осуществлять самооценку и самоконтроль.

Задачи урока:

1. Осуществление совместного с детьми целеполагания и заполнение таблицы ЗУХ (знаю, умею, хочу знать);

2. Повторение и обобщение употребления глаголов в простом прошедшем времени (Past Simple Tense)

3. Использование фактов из жизни и деятельности С. У. Хокинга, английского учёного-физика, для достижения личностных результатов

Характеристика деятельности обучающихся:

-, описывают характер людей;

- воспринимают на слух и полностью понимают речь учителя, одноклассников;

- воспринимают на слух и правильно повторяют звуки и интонацию предложений;

- воспринимают на слух и выборочно понимают с опорой на зрительную наглядность аудиотексты, выделяя нужную информацию;

- читают аутентичные тексты с разной глубиной понимания (ознакомительное чтение, поисковое чтение, чтение с полным охватом содержания);

- оценивают прочитанную информацию и выражают своё мнение;

- распознают на слух и адекватно произносят звуки;

- распознают и употребляют в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции;

- изучают глаголы прошедшего времени и практикуются в их правильном употреблении в речи;

- соблюдают правильный порядок прилагательных

Планируемые результаты урока:

предметные личностные метапредметные

лексика:

achieve, admire, best seller, brave, cope (with, diagnose, disease, enable, eventually, ingenious, politician, scientist, universe, wheelchair, against all odds,

фразовый глагол give away/back/ up граммактика:

глаголы в Past Simple

чтение:

прогнозирование содержания текста, ознакомительное и поисковое чтение, чтение с полным охватом содержания упр. 1,5

аудирование:

аудиосопровождение текста упр. 1

устная речь:

упр. 2,3 Осознает возможность самореализации средствами иностранного языка.

Относится толерантно и уважительно к людям с ОВЗ Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели

Регулятивные: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные: Контролируют, корректируют, оценивают действия участников общения

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Оборудование урока:

1) Учебники английского языка, 7 класс УМК «Английский в фокусе»,

2) Презентация к уроку,

3) Дидактический материал (карточки)

Сценарный план урока.

1. Организация класса на работу. Диалог с дежурным.

Good morning, children.

I’m glad to see you.

How are you?

Who is on duty today?

Who’s absent today?

What day of the week is it today?

What date is it today?

2. Фонетическая минутка.

Let’s read the tongue twister:

Who? What? When? Where? Why? Why?

Who? What? When? Where? Why? Why?

Who did it?

What did you do?

When did you do it?

Why?

What sound do you hear more often? [w]

That’s right. Name other words with these sounds.

What question do you hear more often? (Why) That’s right. It’s the main question of our lesson.

3. Цели урока и мотивация:

1) Look at the pictures and answer:

Who are they?

What can you say about them?

You can’t call who is on this picture. Don’t worry. Today we learn about him.

2) Look at the blackboard. Read the words and expressions. Let’s fill in the table:

Know Can Want to learn

Past Simple Verbs

Make verbs in Past Simple

To describe people using the adjectives

New words and expressions

Stephen William Hawking

Why do people admire Stephen William Hawking?

(определение границ знаю, умею/не знаю, хочу узнать)

How do you think what is our theme and the main question of our lesson?

That’s right.

4. План урока.

1. Our plan for the lesson.

How do you think, what will we do on the lesson?

1) We’ll repeat grammar (Past Simple tense)

2) We’ll describe people using the adjectives

3) We’ll learn new words and expressions

4) We’ll read the text

5. Работа с таблицей Know Can Want to learn

5.1 Let’s prove that we know verbs Past Simple tense. Answer my questions:

1) What does Past Simple tense mean? (Speak Russian)

2) What single of Past Simple tense do you know?

5.2 Let’s prove that we can make verbs Past Simple.

Make verbs Past Simple:

Past Simple

Be was/were

Study Studied

Start Started

Diagnose Diagnosed

Loose Lost

Get Got

Have Had

Test each other in pair. Put marks:

“5” - without mistakes

“4” – 1-2 mistakes

“3”- 3-4 mistakes

“2” - > 4 mistakes

5.3 Let’s prove that we can describe people using the adjectives

1) What qualities do people need to have to become famous?

2) Look at the pictures again and try to describe these people using the adjectives:

determined

brave

sociable

creative

imaginative

ingenious

You can’t describe Stephen William Hawking because you don’t know who he is.

Now we’ll do physical exercises and after that continue our work

Лесенка успеха (самооценка)

Ф И З М И Н У Т К A

«One hand up, two hands up»

5.4 Let’s clarify the topic of the lesson.

1) Listen the song and answer: What do you think it is about?

2) What is our theme?

3) Let’s remember the main question of our lesson

(Why do people admire Stephen William Hawking)

6. Work with the text “The person I admire”

6.1 Work with new words:

Listen, read and pay attention what its mean:

New words and expressions

Laws of the universe – законы Вселенной

Diagnose [daignz] – ставить диагноз

Career [kri] – карьера

Blink [blink] – моргать

Give up [giv p] – отказываться

Achieve [ti:v] – достигать, добиваться

6.2 Ex.1 p. 30 Listen and answer the questions:

1) Is the person in the picture a famous actor? politician? inventor? scientist? What is his name?

6.3 Read the text and do tasks.

Your choice:

а) Work in pairs, group or individual (в парах, в группе, индивидуально)

b) tasks:

1) ex. 2 p.30 (Read the text and answer the question: Which of these adjectives best describe Hawking? Give reasons)

2) ex. 3 p.30 (Read the text and find the prepositions that follow these words in it:

• famous

• work

• cope

• lose control

• give (phrasal verb)

3) ex.5 p.30 (Read the text and make the plan of the article. You can use the headings to complete the paragraph plan.

Read the text and find answer the question: Why do Jenny admire Stephen William Hawking?

Проверка выполнения заданий.

Лесенка успеха (самооценка)

6.4 Lets answer the main question of our lesson:

Why do people admire Stephen William Hawking?

7. Рефлексия.

1. Answer my questions.

Remember plan of our lesson. How do you think we did it? Explain (What did we do on the lesson).

2. Let’s complete sinquan.

Lesson

2 adjectives

3 verbs

Sentence

3. OK

Use (choose):

Adjectives: useful, worried, excited, stressed, interesting

Verbs: worked, made, completed, repeated, told, answered, described, read, listened

Sentences:

It was interesting.

I learned with outstanding person.

I understand that anything is possible if you really want it and work hard to achieve it.

We weren’t tired and worried.

We test each other, worked in pairs.

I received enjoyable.

8. Домашнее задание.

To learn new words,

Your choice:

-tell about S.W. Hawking

-* Ex. 6 p. 30,

Итог урока (на русском языке) ответ на вопрос:

What is your mood? What is your opinion about your work?

Лесенка успеха (самооценка по результатам всего урока)

Публикации по теме:

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в.

Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе Доклад на тему «Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе» Учителя английского языка МОБУ Байкинская.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Методическое объединение. Эффективные методики преподавания на уроках английского языка. От теории к практике На сегодняшний день происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 14:58
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества совместно с...
Цель: Воспитание патриотического отношения к Родине, к армии. Развитие спортивного духа. Прививать здоровый образ жизни. Задачи: Социально коммуникативное...
Консультация для родителей «Безопасность на дорогах»
Начиная с 2-х летнего возраста нам взрослым необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на...
Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Микробы вокруг нас»
Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях ( микробах и вирусах. Привлечь личный опыт детей....
Социальный проект «Покормите птиц зимой» (для детей подготовительной группы)
Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные: Формировать...
Девушка незабудка
Украшение двери всегда было особое отношение. Ведь дети и их родители приходя в детский, сначала видят именно дверь. Поэтому важное значение ей придавали и...