Папки-передвижки

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (1 фото)

Елена Королёва
Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Существует много приемов и методов, которые используются в коррекции речевых нарушений. Хочу остановиться на одном из них. Это использование песочницы.

Именно в песочнице ребенок строит свой первый дом в жизни, сажает дерево, придумывает сюжет. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно.

Игры с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Играя в песке, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Именно поэтому, в играх с песком можно проводить коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Публикация «Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР» размещена в разделах

Сам принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психотерапии.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Я хочу рассказать о том, как можно использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми с ОНР.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Я начала свою работу с демонстрации песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта, они символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно, оно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный».)

Далее вместе детьми рассмотрели коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

С правилами поведения в песочнице мне помог сказочный персонаж Песочная фея.

«Ребята, посмотрите Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

И после этого начала работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

При знакомстве с песком дети "здоровались" с ним, гладили, пересыпали, рисовали на нем; описывали и сравнивали свои ощущения, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, крупный или мелкий, мокрый или сухой.

Упражнения на совершенствование мелкой моторики

:

- скользили ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполняли те же движения, поставив ладонь на ребро;

- создавали отпечатками ладоней, кулачков всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- "проходили" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Затем группировали пальцы по два, три и т. д. Создавая загадочные следы, а затем вместе фантазировали, кому они принадлежат! (прошли медведи, проскакал заяц, проползла змейка, пробежали жучки-паучки)

«Играли» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.

С помощью таких упражнений как «Песочный дождик» и «Песочный ветер» дети узнали, что в песочной стране может идти дождь (дети набирали в ладони песок, поднимали их и сыпали песок в песочницу.) и дуть ветер. Изображая ветер при выдохе они легко дули на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Перед упражнениями на развития

диафрагмального дыхания

обращала внимание детей на то, что песчинки очень мелкие и легко разлетаются в разные стороны. Они могут попасть в глаза соседу, если дуть очень сильно. Поэтому дуть в трубочку надо медленно, плавно и аккуратно.

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

- - «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь

Артикуляционные упражнения

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

В работа по

автоматизации изолированных звуков

использовала такие игры:

- «Сильный мотор» автоматизация звука Р произносится звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку,

- «Горочка» Автоматизация звука С - набрать в руку песок у и произносить звук С, насыпая горку.

- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.

Для

развития фонематического слуха

использовала такие игры:

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Игра «Мой город».

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Найди, что в песке» - дети отбирают только те игрушки в названии которых есть автоматизируемый звук или, отобрав игрушки с заданным звуком, определяют позицию звука в слове.

При формирование

грамматического строя речи

, через игру «Лодочка» - можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Используя игровые упражнения:

«Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

«Мой клад»

Ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Когда дети отгадывают, дает инструкции словами «правее», «левее», «прямо» и т. д., чтобы дети нашли спрятанную вещь.

«Я делал - я сделал»

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)

Упражнение «Нет кого?» Возможны варианты: педагог прячет в песок животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался.

Упражнение «Чей хвост?» Если стоит цель образование притяжательных прилагательных, то задача ребенка изменение слов по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост.

Обучение грамоте

- «Напиши на песке»– ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Развивая

связную речь

, составляли предложения по найденным в песке игрушкам на автоматизируемые звуки.

В игре «Дорисуй картинку и составь предложение» - рисовали на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка была дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»).

Игра «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

«Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

Отыскивая картинки в песке, и через игру «Для чего это нужно?» учились отвечать полным предложением упражнялись в составлении описательных рассказов используя, лексические темы: «Домашние животные», «Рыбы», «Игрушки». Дети находили в песке игрушки и составляли рассказ - описание.

Итак, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

•позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

• песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.

• значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий по развитию лексическо-грамматического строя у детей с ОНР на фронтальных занятияхИспользование инновационных технологий по развитию лексическо-грамматического строя у детей с ОНР на фронтальных занятиях Ведение Современные образовательные технологии активно входят в нашу жизнь и становятся средством обучения детей. Совершенствование процесса.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 08:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД