Получи документы

Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.

Марина Брагина
Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.

Огромные педагогические возможности таят в себе произведения народного фольклора. Пестушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, поговорки, сказки, былины, народные подвижные игры нашли широкое применение в логопедической практике. «Игра, как песня - вольное вдохновенное создание самой детской природой»,- писал К. Д. Ушинский. В народной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем.

Публикация «Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения,» размещена в разделах

Для преодоления нарушений звукопроизношения применяются русские, молдавские, туркменские, белорусские, татарские, казахские, башкирские, эстонские игры; игры народов Урала. Эти игры используются на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Таблица Народные подвижные игры, используемые для коррекции звукопроизношения.

Название игры Автоматизация звука Дифференциация звуков

«Барашек»(Молдавия) «с»

«Птицелов»(Россия) «ч»-«с»

«Курочка, цыплята коршун»(Россия) «р» «ш»-«с»

«Мороз»(Белоруссия) «Ш»

«Собери яблоки», «Прыжки через ров»(Туркмения) «ш»-«с»

«Грушка»(Белоруссия) «ш»-«с»

«Лягушка» (Россия) «ш»-«с»

«Кот и мыши»(Россия) «Ш»

«Козлик и дети» (Россия) «Ш»

«Король Мавров»(Эстония) «р»

«Лошадки»(Молдавия) «р», «ц»

«Цыплятки» (Казахстан) «р»

«Воробьи и вороны»(Урал) «р»

«Роща растёт» (Урал) «р»

«Вороны» (Россия) «р»

«Заплетись, плетень» «з»

«Пчёлки и ласточка» (Россия) «з»

«Ёжик и мыши» (Белоруссия) «ж»

«Огуречик» (Россия) «ш»-«Ч»

«Волк» (Россия) «ш»-«Ч»

«Лягушка и кукушка» (Россия) «к» «л»-«ль»

«Стадо» (Россия) «л»-«ль»

«Заря» (Россия) «л»-«ль»

«Прела-горела» (Белоруссия) «л»-«ль»

«Заяц-месяц» (Белоруссия) «л»-«ль»

«л»-«ль»

«Лиски» (Белоруссия) «л»-«ль»

«Сова» (Россия) «л»-«ль»

«Кошка и мышка»(Литва) «л»

«Игровая» (Урал) «л»

«Дедушка Трифон» (Урал) «с»-«сь»

«Скачки» (Туркмения) «ч»-«ш»

«Овцы и чабан» (Туркмения) «ч»

«Колечко» (Белоруссия) «р»-«л»

«Заплетись, плетень» (Урал) «р»-«л»

«Темирбай»(Казахстан) «р»-«рь»

«Горелки» (Россия) «р»-«рь»

«Перехватчики» (Татарстан) «р»-«рь»

«Сижу-посижу» (Урал) «ц»-«с»-«ш»-«ж»

«Ручеёк» (Урал) «ч»

«Пустое место» (Урал) «д»-«т»

«Медный пень» (Башкирия) «д»-«т»

«Юрта» (Башкирия) «р»-«л»

«Продаём горшки» (Татарстан) «ш»-«Ж»

«Займём место» (Татарстан) «щ»-«Ч»

«Серый волк» (Татарстан) «Г»-«К»

Рассмотрим пример.

Русская народная игра «Козлик и дети».

- Кто хочет быть водящим козликом?

Сейчас Даша выберет водящего.

Даша считает:

Шёл козлик по мостику

И вилял хвостиком.

За перила зацепил

Прямо в речку угодил.

-В словах этой игры встречается «Ш». давайте произнесём по очереди этот звук. (Дети произносят «ш»).

- Послушайте, как я выделяю этот звук в словах.

Вышшшел козлик погулять

Вышшшел ношшшки поразмять.

Козлик ношшками стучит

По-козлиному кричит.

-А теперь вы выделите «ш» вместе со мной.

-Сейчас самостоятельно.

Дети встают в круг, а козлик в середину.

Вышел козлик погулять

Свои ножки поразмять.

(Дети идут по кругу,взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами).

Козлик ножками стучит

По-козлиному кричит.

(Два раза, стоя на одной ножке, дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на одной ноге, одновременно постукивая возле неё другой).

-Ме-Ме-Ме!

(Дети разбегаются, а козлик их ловит).

- Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким?

Вывод: Использование народных подвижных игр в педагогическом процессе позволяет не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре.

Речевой материал к некоторым народным подвижным играм.

«Темирбай»

Пять детей у Темирбая

Дружно весело играют,

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели

Сделали вот так!

«Прела-горела».

Прела-горела за море летала,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдёт,

Тот себе возьмёт.

«Прыжки через ров»

Если хочешь

Ловким быть,

Если хочешь

Сильным быть.

Если хочешь

Быть здоров -

Прыгай с нами

Через ров!

«Колечко»

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зеайте!

«Король мавров»

-Здравствуй, король мавров!

-Здравствуйте! Кто вы?

-Мы— мавры!

-Что вы умеете делать?

-Любую работу.

«Собери яблоки»

Угадай, Фатимушка,

Что в мешке у бабушки:

Луковицы?

Пуговицы?

Рис?

Или мука?

Если догадаешься,

Бабушка даст яблочко –

Красное,

Щекастое,

Из полного мешка!

«Игровая»

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делай, как я!

«Ёжик и мыши»

Бежит ёжик- тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб!

Ёжик, ёжик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ёжик ножками туп-туп!

Ёжик глазками луп-луп!

Слышит ёжик – всюду тишь,

Чу. Скребётся в листьях мышь!

Беги, беги, ёжик,

Не жалей ты ножек,

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Публикации по теме:

Азбука доброты и вежливости. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие «Родина», но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Фольклор в воспитании детей младшего возраста Фольклор в воспитании детей младшего возрастаЗначение родной культуры для воспитания детей. Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование подвижных игр в коррекции звукопроизношения.
Опубликовано: 13 октября 2012 в 06:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД