Светлана Егорова
Использование природного и бросового материала для художественной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование природного и бросового материала в ДОУ для развития самостоятельной трудовой и художественной деятельности дошкольников в современных условиях.
Воспитатель Егорова Светлана Борисовна.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества»
В. А. Сухомлинский.
Сказочна и богата природа!
Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней!
В любое время года она открывает свои прелести
по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Публикация «Использование природного и бросового материала для художественной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Поделки из бросового материала
- Поделки из природного материала
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.
Актуальность темы: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
. В. А. Сухомлинский.
Цель работы с природным материалом : возможность формирования у детей умение творить самостоятельно и творчески.
Задача воспитателя – воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Формирование творческой и деятельной личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию:
Отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи.
Вызывает радостное, приподнятое настроение.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.
Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, разглядывая дары природы.
Зимние забавы – игра со снегом.
Изготовление поделок из природного материала, в том числе из снега – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства.
Использование природного материала даёт возможность сформировать у детей умение творить самостоятельно и творчески.
Педагогический процесс строится на последовательном и поэтапном развитии художественно – творческих способностей детей, от простого к сложному.
Работа с крупой – трафорет утёнка; солёное тесто – каравай.
Сколько можно разных и интересных поделок смастерить из еловых и сосновых шишек, перекрасить и использовать как счётный материал и т. д.
Осень золотая – из осенних листочков, семечек и колосков пшеницы.
Осень - пора золотая, осень - пора урожая.
В средней группе учу детей выполнять фигурки людей, животных из свежих овощей, соединяя детали заостренными веточками или зубочистками.
Из маленьких клубней картофеля у детей получаются выразительные птички, гусеницы, зайчата, снеговик, даже машина с прицепом.
Из зелёного огурца – кактус.
Из разрезанной моркови — забавные человечки, колёса, цветы и т. д.
Детям предоставляю возможность проявить творчество и самостоятельность.
Первые поделки из природного материала дети выполняют по образцу, затем предлагаю им создать изделия на определенную тему или по собственному замыслу.
Работа с образцом позволяет ребенку
не только понять, к какому результату он должен стремиться в процессе работы,
но и учить анализировать изделие,
помогает освоить приемы и последовательность работы с природным материалом.
Стимулирует желание создать такую же красивую поделку, как образец.
Постепенно приемы изготовления поделки из одного вида природного материала переносятся на другой материал.
Это способствует развитию самостоятельности при выборе приемов и последовательности работы, способности к творчеству.
Часто использую коллективные формы работы, когда несложные детские работы превращаем в красочные композиции.
Например, «Семейка снеговиков» из пластиковых стаканчиков
Коллективная работа с использованием ватных дисков.
Большие и маленькие снеговики
Лесные жители - из картонных коробок.
Нарезанные полоски скручиваем и склеиваем
Интерес к использованию из природного материала поддерживаю индивидуальной работой с детьми.
Создаю условия для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении.
Мы делимся опытом своей работы: проводим выставки поделок и игрушек, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями.
Совместный творческий процесс способствует активности родителей, сближает с педагогом и ребенком.
Работа с осенними листочками.
Поделки из бросового материала в детском саду всегда пользовались огромной популярностью.
Они не требуют финансовых затрат, зато
развивают у детей фантазию и творчество занимательного характера.
Формируют интерес к использованию нетрадиционных технологий, воспитывают эстетический вкус, интерес к качественному конечному результату.
Дают возможность самовыражаться, осуществлять свои идеи и замыслы.
Наверняка в каждом взрослом еще осталась капелька детской гениальности.
И если вы с азартом возьметесь за дело, малыш непременно подключится к вам.
Поэтому не стоит сдерживать свою фантазию, надо использовать всё, что найдётся под рукой!
Работая с бросовым материалом
дети развивают воображение и фантазию,
а также мелкую моторику,
формируют аккуратность и усидчивость.
Из пластиковых бутылок получаются прекрасные элементы декора: картина, пальмы, цветы, вазы и много разнообразных фантазий.
Ищите необычное применение ненужным предметам!
Дерзайте и творите вместе с детьми.
Поделки из дисков СD, различные рыбки, птицы. Ячейки из под яиц, замечательные гусеницы.
Использование бросового материала, приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Наш разговор был бы неполным, если бы не включал в себя раздел о бумаге,
которая, несомненно, также является природным материалом.
Поэтому относиться к ней следует бережно, экономно расходовать, используя каждый кусочек, обрывочек для прекрасных, удивительных композиций и коллажей.
В зависимости от возраста детей
использую рваную аппликацию и простейшие приемы скатывания в шарики.
Бумага самый доступный материал для прикладного творчества.
С её помощью можно украсить группу, смастерить игрушку и т. д. Бумага это первый материал, из которого дети начинают мастерить поделки.
Аппликация в детском саду. С помощью бумаги можно украсить елку, из цветной бумаги склеить разноцветную цепочку, забавные фонарики, домики, шары, вырезать снежинки и бумажные сюжетные фигурки.
Диапазон возможностей бумаги велик – от простой детской игры до произведений искусства, каковым является оригами.
Оригами - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей.
Не стоит начинать со сложных фигурок.
Лучше выполнить простые работы.
Пример: «гармошка», из которой можно вырезать платье барышни, забор для домика, хоровод и т. д.
Образцы вырезания, трафореты.
Коллективная работа - Семья – это счастье.
. Вырезаем фигуру мамы и папы, мальчика и девочки из простой белой бумаги.
. Склееваем так чтобы они держались за руки.
.Берём основу для картины картон, наклееваем голубой и зелёный фон, жолтое солнце,
в низу белые ромашки. Дружная семья в центре.
Такую картину мы делали на конкурс «День защиты детей» и заняли призовое место.
В заключение можно сделать вывод, что занятия по прикладному творчеству
развивают у детей не только художественные способности, но и внимание, наблюдательность, настойчивость.
Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Творческих Вам успехов!
Спасибо за внимание!