Ольга Краснова
Использование ритмической гимнастики как средства развития координации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия физической культурой - это, прежде всего воспитание
здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель инструктора по физической культуре и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Тем более что ритмы аэробики так же стремительны и неуловимы, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.
Публикация «Использование ритмической гимнастики как средства развития координации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и
равномерным развитием координационных способностей, что обусловлено
естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для физ. инструктора, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной для малышей форме, а именно разучивать движения на координацию, в комплексах ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием, и различные движения выполняют более качественно.
Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. И, кроме того занятия должны быть не только полезны, но и занимательны, иначе желаемого результата можно и не достичь. Поэтому лучшим выходом будет развитие координации на занятиях по ритмической гимнастике.
Упражнения на координацию движений дети учат на физкультурных занятиях, во время прогулок, на утренней гимнастике, поэтому смысл и принцип выполнения малыши усваивают, а вот качество выполнения отрабатывается во время занятий ритмической гимнастикой. А сформированные умения и навыки сохраняются и используются детьми в самостоятельной деятельности в повседневной жизни. Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение
координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы.
Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными.
Музыкально–ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Работу по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в 3 этапа. Первый этап посвящается диагностической деятельности. Детям предлагаются упражнения для оценки ориентационной способности. При определении уровня координации детей в зависимости от выполнения различных элементов используются оценки от 1 до 3 баллов. Правильное одновременное выполнение оценивается в 3 балла; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла; неверное, симметричное – 1 балл.
На втором этапе проводилась работа по разучиванию комплексов ритмической гимнастики с детьми.
На третьем этапе вновь проводится диагностика координационных способностей детей. Результаты работы показывают, что положительные сдвиги в уровне координационных способностей отражают влияние целенаправленного педагогического воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей у детей.
В результате проведенной работы выявилась эффективность разработанных комплексов. В ходе работы получили следующие результаты:
• Проделана большая работа по созданию предметно - развивающей среды в спортивном зале и в групповых комнатах, направленной на физическое развитие всех детей;
• разработала совместно с медицинской сестрой и педагогами, оптимальный двигательный режим для детей дошкольного возраста;
• подобрала необходимую методическую литературу;
• разработала перспективное планирование физкультурных занятий для детей дошкольного возраста;
• подобрала и адаптировала комплексы утренней гимнастики с элементами ритмики и корригирующими упражнениями;
• разработала комплексы гимнастики после сна;
• внедрила в практику цикл игр - упражнений направленных на профилактику исправление осанки и плоскостопия;
• систематизировала цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста;
• изготовила картотеки: пальчиковой гимнастики, массажа и самомассажа, подвижных игр, картотека комплексов по профилактике плоскостопия и картотеку комплексов ритмической гимнастики.
• ежегодно дети в конце года показывают следующие результаты: с высоким уровнем – до 30%, со средним – до 70 %, с низким уровнем– детей нет. Все это позволяет добиваться положительной динамики в снижении детской заболеваемости, ежегодно пропуски по болезни 1 ребенком снижаются на 0,1 – 0,2%.
Полученные результаты работы показали, что использование комплексов ритмической гимнастики могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях. В процессе занятий повышается уровень координационных способностей детей, обеспечиваются лучшие условия для формирования умений управлять своими движениями, то есть действовать целенаправленно, продуктивно, экономично.
Из всего выше сказанного следует, что развитие координационных движений осуществляется уже с раннего возраста. Поэтому работу по развитию координационных способностей нужно проводить, начиная с младших групп. Но так как совершенствование координации у маленьких детей - процесс сложный и трудный, отмечено, что наиболее благоприятный период для развития координационных способностей это старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).
Способность правильно координировать свои движения, залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и собственно развитие всего организма в целом. Поэтому работу по формированию координационных движений следует проводить на занятиях, которые будут детям интересны, а сложность по своей сути не будет отвлекать малышей от работы. К занятиям такого рода и относится ритмическая гимнастика.
Список используемых источников
1. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для
детей 6-7 лет). - М. : Просвещение, 1984г.
2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для
детей 5-6 лет). – М. : Просвещение, 1984г.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968г.
4. Дети и здоровье. - (Материалы научно-практической конференциипо
проблемам физического воспитания) Омск, ОГИФК, 1993г.
5. Журналы //Дошкольное воспитание//, 1993г. № 2,3,9; 1996г. №11
6. Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шарабарова И. Н.
Ритмическая гимнастика на ТВ. - М. : Советский спорт, 1989г.
7. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер. - Утренняя гимнастика под
музыку. - М. : Просвещение, 1977г.
8. Иова Е. П., А. Я. Иоффе, О. Д. Головчинер Утренняя гимнастика под
музыку. - М. : Просвещение, 1984г.
9. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей. – М. : Просвещение, 2000г.
10. Кряж В. Н., Ветошкина Э. В., Боровская Н. А. Гимнастика. Ритм.
Пластика. - Мн. : Полымя, 1987г.
11. Лескова Г. П., Буцинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие
упражнения в детском саду. – М. : Просвещение, 1981г.
12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. :
Просвещение, 1978г.
13. Раевская Е. П., Руднева С. Д. и др. Музыкально-двигательные
упражнения в детском саду. - М. : Просвещение, 1991г.
14. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. - М. : Просвещение, 1989г.
15. Теория и практика физической культуры (Научно-теоретический журнал)
№11, 1990г.
16. Физическая подготовленность дошкольников. Сборник научных трудов.
М. : - 1988г.
17. Б. Эрбах, У. Польстер Гимнастика круглый год. - Мн. : Полымя, 1984г.