МААМ-картинки

Использование русского фольклора в работе с дошкольниками

Оксана Дружинина
Использование русского фольклора в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Культуру России невозможно себе представить без народного фольклора. Фольклор раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью истории.

Так же народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству.

Публикация «Использование русского фольклора в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой и игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа. С его трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с русским фольклором в дошкольных учреждениях осуществляется на музыкальных занятиях,, в совместной деятельности детей и педагогов, на досугах, в процессе народных праздников. Народный фольклор вызывает интерес у детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, словом обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Самое доступное и распространенное средство — песня. Народная песня это одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизни ребенка.

Народные песни начинают радовать детей с младшей группы. Этот песни

«Петушок», «Зайчик ты зайчик» «Дождик» .

Игровые, плясовые песни радуют своим жизнерадостным характером. Они просты, хорошо усваиваются малышами, отличаются четким ритмом и задорной мелодией.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Некоторые из них протяжные и распевные. Особенно прелестны колыбельные песни. «Котя, котенька-коток», «Баю-баю». Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают такие песни.

Достоинством народной песни это яркая образность. Уже с младшего возраста эти песни становятся горячо любимыми у детей. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем, так и в старшем возрасте. Если в младшем возрасте дети эти песни слушают, потом подпевают и исполняют. То в старшем дошкольном возрасте можно эти же песни использовать в распевании на музыкальном занятии.. С этой же целью используются детские считалки. «Бай качи-качи», «Чики -чики чикалочки»

«Лиса по лесу ходила» Интонационной особенностью этих песен является повторение 2-3- или нескольких звуков в определенной последовательности, что позволяет хорошо усваивать определенные мелодические обороты. Нужно отметить небольшой диапазон песен и преобладающее звучание среднего регистра. Как видно из перечисленных выше особенностей, народные мелодии обладают двумя качествами. Образность и доступность.

Так же в жизнь детей входят те песни, которые поются взрослыми. Поэтому совместное пение вместе с детьми, мне кажется это эффективный метод работы. Где дети, глядя на своих воспитателей, которые исполняют вместе с ними народную песню будут ощущать себя с ними одним целом. Так же хорошо привлекать родителей для участия в праздниках дедушек и бабушек.

Как же донести до сознания ребенка своеобразие песни, пробудить в нем интерес к ней? Здесь нам помогает слушание с детьми. Слушание подразумевает знакомство с этнографическим исполнением. Взяв в раздел слушания календарные песни, можно рассказать о том, что входило в цикл земледельческих работ, какие обряды сопутствовали им, какие песни и почему именно они пелись.

Так же с детьми мы слушаем народную музыку в исполнении известных ансамблей народных инструментов. Исполнения народных песен,которые исполняют известные исполнители. (Алла Баянова, Ю А Гуляев, Людмила Георгиевна Зыкина, Людмила Рюмина, Русланова Лидия Андреевна) И конечно не забываем наших классиков., которые часто прибегали к народным мелодиям в своих симфонических и оперных произведениях. (Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин, Мусоргский.)

Записи классической и народной музыки я использую в разделе слушание с детьми. Как узнать, понимают ли наши дети музыку? Словарный запас детей невелик, чтобы выразить всю глубину эстетических переживаний, которые она вызывает. Я не раз отмечала, что если музыка нравится детям то она заставляет ребенка двигаться, им трудно усидеть на месте, дети буквально «выплескивают» свои эмоции. Они начинают хлопать в ладоши, притопывать.

На музыкальных занятиях например можно дать такое задание детям «Попробуйте выразить характер музыки жестом, или мимикой» Так у детей будут развиваться творчество.

Так же творчество детей развивается в игре на музыкальных инструментах оркестре народных шумовых инструментов. Участие детей в оркестре приучает детей к собранности и внимательности, прививает навыки ансамблевого исполнительства, активизирует музыкальные способности и творческую фантазию ребенка.

Народные мелодии мы используем и в танцевальных движениях. Дети начиная с младшего и заканчивая старшим возрастом очень хорошо откликаются на народную музыку. Если в младших группах это такие движения как пружинка, каблучок, топотушки, то в старшем дошкольном возрасте это уже хороводный шаг, ковырялочка. В младшей группе мы учим просто спокойно ходить под медленную музыку, то в старших группах учим уже русскому хороводному шагу. И используем конечно русскую народную мелодию. Очень хорошо передают характер спокойной, величавой ходьбы такие мелодии, как «Там за речкой, там за перевалом» «Лебедушка»

Под эти мелодии дети, взявшись за руки, учатся ходить русским хороводным шагом, Когда дети осваивают это движение, то мы вносим усложнения. Например, не прекращая движения, менять направление.. Потом можно уже добавлять различные перестроения: змейка, 2 круга, воротца, ручеек. Ну и конечно разучивание танцев с использование русской народной музыки. Различные русские танцы, Танец Рябинок, танец Ягодок у младших детей. У старших это кадрили, хороводные танцы,перепляс, парные танцы.

Кроме песен и плясок мы разучиваем игры с пением, потешки с движением. Короткий текст потешки, который легко усваивается, яркий образ и динамичность вызывают у детей желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. «Барашеньки-крутороженьки», «Ваня-простота».

Дети любят создавать игровые образы под звуковые картинки. Например звучит фонограмма просыпающего села, кричат петухи, мычат коровы _ полная иллюзия присутствия на деревенской улице. Создается эмоциональный настрой для инсценировании песни «Ой, вставала я ранешенько» Вот уже беспечно гуляет Буренушка по лугу. Корова нюхает цветочки, рвет травку. И здесь происходит маленькое чудо, дети уже не замечают, что это ребенок, а видят «корову». А здесь и выходит злой волк. И смелая девочка, которая его не боится. Не раз были свидетелями всплеска детской фантазии и эмоционального исполнительства.

И конечно самое любимы детьми это народные фольклорные игры. Игры с пением и со словом развивают музыкальность детей. Хороводные игры разнообразны как по характеру так и по содержанию. Я всегда включаю хороводные игры в программу своих праздников. Это «Заря» «Гори гори ясно» «Коза», «Баба Яга» «Ручейки» и т д

Итогом работы с русским народным материалом являются народные праздники в нашем детском саду. Осенью проводим праздники «Проводы Топтыгина», дети провожают хозяина леса. Он ложится спать до весны.

На наших осенних праздниках и девицы и молодцы водили хоровод, и состязались кто кого переговорит, выступали ложкари. На новый год приходил веселый снеговик с веселой пляской. На Рождество приходили веселые скоморохи и колядовщики с веселыми колядками. На Масленницу выступали девочки с русским танцем и инсценоровкой песни «Рано по утру». На 8 марта приходила Василиса Премудрая, а у детей средней группы бабушка исполняла песню вместе с детьми. На Пасху прилетели птички, и дети исполняли Русский хороводный танец. «Вербочки».

Интересно проходит праздник «Емелина неделя» С 21 января. Проводим веселые игры, забавы, байки от имени Емели. Это праздник — дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор. А традиционное угощение - сахарные заедки. Недаром говорят «Как сладки заедки — так добры будут детки»

Очень дети любят праздник под названием «Ярмарка». Это веселый праздник. Дети были наряжены в матрешек, коробейников, ваньки-встаньки. На празднике использовали традиционные сюрпризные моменты характерные для русских ярмарок. Карусель, поводырь с медведем.

Таким образом, можно использовать русский фольклор в работе музыкального руководителя в детском саду. Мы радуем, развлекаем и воспитываем в детях любовь к традициям русского народа.

Список литературы

1. Крейлини Д. Л. Фольклор и дети. Москва 2000г.

2. Аникин В П. Русский фольклор. Москва 2001г.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольникамиИспользование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками "Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками". Зима - волшебное время года. Для привлечения познавательного интереса.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Массажные коврики для детей выполненные родителямиМассажные коврики для детей выполненные родителями Основная цель в работе педагога дошкольной образовательной организации - сохранение жизни и здоровья ребенка. Такое широкое понятие включает.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование русского фольклора в работе с дошкольниками
Опубликовано: 18 октября 2022 в 19:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование русского фольклора в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Дружинина (УИ 3081912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД