Получи документы

Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда

Павлова Елена
Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда

В логопедической деятельности идет активный поиск новых вариативных форм организации помощи дошкольникам, их научно-методическое обоснование и экспериментальная апробация, а также происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы. Необходимость преемственности, всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям.

Публикация «Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

С позиций постоянного обогащения логопедической науки и практики, поиска новых средств в устранении речевых нарушений у детей, интерес практических логопедов к русскому фольклору закономерен.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Обращение к русскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску и воспитания дошкольников.

Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего

возраста, когда у них еще только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Обращение к русскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания дошкольников. Вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем и родителями.

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания малыша. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае, как показывает практический опыт, ребенок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания, формирования интеллектуальных и физических способностей. Проникнутые принципом гуманизма и дисциплины оригинальные произведения детского музыкального фольклора приучают детей к общепринятым этическим нормам и правилам жизнедеятельности в социуме.

Творческая природа русского фольклора велика для каждого, даже самого маленького ребенка. Она дает творческий стимул к его развитию. Так, младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю», пестушки и потешки («Ладушки») - это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально- психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры являют собой шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки, представляющие собой песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх. В русском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра - в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобразительного искусства он воссоздает своих героев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию.

Игры, включая в себя полифункциональные задачи - познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни, например, «А мы просо сеяли». Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми. Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре, развитию речи.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности, побуждает к общению. Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка и правильной речи. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального, речевого и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы.

Многие фольклорные жанры способствуют физическому и умственному развитию детей, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику. Считалки, прибаутки способствуют развитию дыхания, дикции, формируют через слово национальный характер мышления ребенка.

Фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление, речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка. Достаточно вспомнить в этой связи, что язык А. С. Пушкина формировался в детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Арины Родионовны. Мы знаем, что по богатству образов и красочности язык величайшего русского поэта неповторим и до сих пор представляет интерес для изучения специалистами.

Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития речи, фантазии детей.

Список использованной литературы

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: феникс. 2008. – с. 110.

2. Аникин В. П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. – М. ,1991г.

3. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

Картавцева М. Г. Школа русского фольклора. М. : МГИК, 1994 – 72 с

Публикации по теме:

Опрос для педагогов и воспитателей детских садов. Вариативные формы предшкольного образования 1. Ваше отношение к вариативным формам предшкольного образования? 2. Каковы особенности вариативных форм предшкольного образования? Ваше.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 24 октября 2013 в 15:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование русского фольклора в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Павлова Елена (УИ 146197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД