МААМ-картинки

Использование сказок как средства развития речи (1 фото)

Татьяна Халимова
Использование сказок как средства развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сказок как средства развития речи в коррекционной

работе с детьми дошкольного возраста

Использование сказок как средства развития речи

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Нельзя однозначно ответить на вопрос, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

Публикация «Использование сказок как средства развития речи» размещена в разделах

Учеными доказано, что все развитие ребенка связано с общением со взрослыми.

Развитие речевой системы начинается с активизации имеющихся у ребенка минимальных способностей к восприятию речи и порождению собственных высказываний. Эти способности совершенствуются с помощью разнообразных методов и приемов.

Специалисты, занимающиеся c детьми для достижения коррекционных, воспитательных целей часто опираются в своей работе на возможности сказок как классических народных и авторских, так и специально созданных.

Для детей младшего возраста наиболее актуальны так называемые кумулятивные сказки, специфика композиции которых заключается в каком – либо многократном повторении, все нарастающем повторении одних и тех же действий.

Эти особенности кумулятивного текста адекватно включаются в процесс коррекционной работы с ребенком, имеющим отклонения в речевом развитии, так как механизм восприятия и порождения речи у так называемого «неговорящего» ребенка недоразвит и для него чрезвычайно полезны образцы текстов, структура которых не свернута, а наглядно представлена во всех компонентах.

Использование сказок в коррекционной работе по преодолению недоразвития речи имеет помимо перечисленных выше следующие преимущества:

4) простота и занимательность сюжета сказки позволяет обыгрывать действия персонажей посредством различных заданий, направленных на развитие речевых и неречевых функций;

5) персонажи сказок и их действия могут быть обозначены звукоподражаниями или простыми по морфологической структуре словами, которые достаточно легко включаются в экспрессивную речь ребенка;

6) дети, испытывающие значительные затруднения в понимании обращенной речи, оказываются, тем не менее, способными воспринимать простой сюжет сказки, основанный на знакомых реалиях, включающий множество повторов, устойчивых оборотов;

4) привлекательность персонажей сказок делает занимательными для детей задания по развитию оптико-пространственных функций, обучающие разнообразным приемам изображения сказочных героев.

Занятие может быть целиком построено на основе сюжета сказки, в этом случае каждое из заданий, направленных на развитие перечисленных функций и систем, должно обыгрывать какой-либо эпизод сказки или же характерные особенности сказочного персонажа. На более поздних этапах возможно использование на занятиях текстов сказок лишь в отдельных видах работы. Последовательность включения сказок в игровые занятия обусловливалась дидактическим принципом «от простого к сложному», реализующимся в отношении следующих параметров:

3. Структурно-синтаксические особенности текста. На первых занятиях используются простые сказочные сюжеты, типичные для кумулятивных сказок, либо бытовой сюжет, содержащий единственное событие, далее — сказки, в которых требуется большая распространенность описания последовательных действий сюжета, или же сказка представляет собой развернутый ряд разнообразных событий.

4. Морфологические и фонетические особенности лексики. На начальных этапах в сказках участвует небольшое количество персонажей, названия и действия которых могут быть оречевлены звукоподражаниями или простыми по фонетической и слоговой структуре словами (дед, баба, ав, мяу, ко-ко, ох, топ-топ). Позже предлагаются сказки с большим количеством действующих лиц, для обозначения персонажей используются слова более сложной слоговой структуры, несложные реплики персонажей.

В соответствии с выделенными требованиями предлагается последовательность включения сказок в игровые занятия : 1) «Репка», 2) «Курочка Ряба», 3) «Аленушка и Лиса», 4) «Колобок», 5) «Маша и Медведь», «Теремок».

Каждая является основой для занятий, на которых детям предлагаются следующие виды заданий:

1. «Совместное рассказывание» сказки, когда педагог произносит текст и те звукоподражания, которые ребенок должен повторить. Позже в требуемый момент ребенок сам произносит соответствующее звукоподражание (на следующем этапе— слова).

Задачи, решаемые при выполнении данного вида работы: обогащение лексического запаса, обучение пониманию контекстной речи, развитие навыков произносительной речи, совершенствование, развитие эмоциональной сферы.

2. Драматизация сказки. По ходу рассказывания

сказки педагогом ребенок должен выставить на стол фигурку

(картинку) того персонажа, который называется в тексте, а затем с помощью этих фигурок обыграть сюжет сказки. При этом виде работы

происходит: развитие навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом; развитие слухового внимания. Эти виды работы обычно применяются при первом знакомстве со сказкой.

3. Работа с рисуночной схемой сказки. Данный вид работы применяется при изучении сказок со сложным сюжетом, начиная со сказки «Аленушка и Лиса» ребенку предлагается рисуночная схема сказки, представляющая собой лист бумаги, на котором каждый из эпизодов обозначен схематическим рисунком; отдельные схематические рисунки соединяются дорожкой, так как все сюжеты предложенных сказок описывают передвижение персонажей в меняющемся пространстве.

В ходе работы с рисуночной схемой совершенствуется навык понимания контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, развитие диалогической речи, абстрактного мышления.

4. Рисование сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер изображения взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему.

Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с малышом, активизировать речевое общение, организовывать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок как средства развития речи
Опубликовано: 14 августа 2012 в 20:05
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок как средства развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Халимова (УИ 9077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД