Таисия Черемисина
Использование современных образовательных технологий в преподавании предметов естественно-научного цикла
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме самообразования :
«Использование современных образовательных технологий в преподавании предметов естественно-научного цикла»
Выполнила: учитель химии, биологии, экологии Черемисина Т. Н.
Учитель химии, биологии, экологии ЧеремисинаТаисия Николаевна применяет в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики :
• здоровьесберегающие технологии
• технологии и методики личностно-ориентированного обучения
• проектно-исследовательские технологии
Публикация «Использование современных образовательных технологий в преподавании предметов естественно-научного цикла» размещена в разделах
• использует ИКТ
• деятельностные, проблемно-поисковые методы.
Разнообразие различных форм работы: коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой дает возможность учителю включать обучающихся в активную познавательную деятельность.
Целенаправленная работа учителя позволяет добиваться высоких результатов
Результативностью используемых современных образовательных технологий и методик является повышение личностного роста обучающихся, степени удовлетворенности учащимися школьной жизнью, школьной мотивации и учебной активности, а как следствие повышение качества знаний по предметам естественно-научного цикла.
Учитель химии и биологии Черемисина Таисия Николаевна на уроках и внеклассных занятиях создаёт условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий.
Учитель использует современные образовательные технологии и методики :
1. Использование здоровьесберегающих технологий
Учитель использует разнообразные здоровьесберегающие технологии, методы и формы работы. Следит за динамикой здоровья учащихся, организует совместную работу с медицинской службой, психологом школы и родителями учащихся для сохранения и укрепления здоровья детей. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
• «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
1)5-25-я минута — 80%;
2)25-35-я минута — 60-40%;
3)35—40-я минута — 10%.
Урок с позиций здоровьесбережения.
Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Состояние, опосредующее эту связь – утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса – это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
* в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
* в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
* в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
* в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
2. Использование информационно-коммуникативных технологий.
С помощью ИКТ учитель проводит уроки, внеклассные мероприятия, прослеживает динамику учебного процесса по предмету, организует дистанционные формы работы с детьми и родителями, повышает уровень теоретических вопросов по проблемам обучаемости учащихся.
3. Применение технологий и методик личностно-ориентированного обучения.
Учитель в своей работе использует личностно- ориентированный подход, что позволяет ему создать необходимые условия для развития уникальной, целостной личности ребенка, которая стремиться к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный, ответственный выбор в разнообразных учебных ситуациях.
Учитель изучает индивидуальные способности детей, планирует работу с учетом интересов каждого ребенка, проводит мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся.
Деятельностный и проблемно-поисковый подход в её работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Педагог на уроках не даёт информацию в готовом виде, а строит урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности, воспитание активной личности.
Для создания проблемной ситуации на уроке использует противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
При обучении решению задач учитель также использует деятельностный и проблемно-поисковый подход, который предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся она постоянно расширяет за счет овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках.
Проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширении запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.
На уроках педагог использует такие формы работы :
– эвристическая и проблемно-поисковая беседа;
– демонстрационный эксперимент;
– лабораторная работа;
– практическая работа;
- проекты
Учащиеся имеют возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассной деятельности.
Анализ результатов применения современных образовательных технологий показывает :
положительную динамику мотивации школьников к учебному труду с 65% до 75%, повышение уровня воспитанности с 64% до 69% и степени удовлетворённости учащихся предметами естественнонаучного цикла с 69,2% до 76,4%, положительную динамику успеваемости по предметам.
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Педагог владеет ИКТ, систематически использует и применяет данную технологию при подготовке к урокам и во внеклассной работе. С помощью ИКТ учитель организует дистанционные формы работы (сайт www.cheremisina.ucoz.ru) : консультации для родителей, инструктажи, тестовые задания для детей.
На школьном сайте (https://school-sanatintpetr.narod.ru) и (school-prigorodpetv.narod.ru, в электронной базе находятся статьи, методические разработки, анализ учебной работы с классами, программы по учебным предметам.
Учитель умело использует ИКТ на разных этапах урока:
1. Задания на краткий ответ, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала.
2. На этапе первичного закрепления (предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала).
3. При проверке домашнего задания (педагог предлагает ученикам выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания).
4. При объяснении нового материала (презентации, схемы).
5. При закреплении, повторении на этапе контроля ЗУН (КИМы в форме тестов).
Также использует ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА.