Федорова Юлия Николаевна
Использование современных технологий в трудовом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: К. Д. Ушинский говорил о труде дошкольников : «Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов»
Публикация «Использование современных технологий в трудовом воспитании дошкольника» размещена в разделах
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.
Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО – формирование положительного отношения ребенка к труду и реализуется она через решение следующих задач:
• Обучение детей трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;
• Воспитание у детей интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;
• Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;
• Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта
В современном детском саду трудовому воспитанию отводится значимое место в воспитательно-образовательном процессе. Считаю, что родителей необходимо привлекать, внедрять в образовательный процесс по трудовому воспитанию детей. Как грамотно простроить работу по трудовому воспитанию в современных условиях, чтобы она оказала наиболее эффективное воздействие на детей? Об этом я хочу рассказать в своей статье, обозначить формы и приемы детско-взрослого взаимодействия, ориентированного на трудовое воспитание детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, ФГОС ДО, воспитательно-образовательный процесс.
На сегодняшний день дошкольное образование находится под флагом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированного на повышение качества образования в РФ. Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п 1.6.5.)».
Что подразумевается под трудовым воспитанием в ДОУ?
В соответствие с Программой и по своему содержанию труд можно дифференцировать по основным 4 видам: самообслуживание (например, заправляем кровати после дневного сна, хозяйственно-бытовой труд (например, стирка кукольной одежды, труд в природе (например, сбор листьев на участке, ручной художественный труд (например, изготовление поделок).
При организации воспитательно-образовательного процесса нужно помнить, что Стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Поэтому, учет возрастных особенностей детей – доминирующий критерий при трудовом воспитании. Так, например, для детей старшего возраста целесообразно организовать дежурство при накрывании столов к приему пищи, для младшего возраста – уборка своих игрушек на места, дежурство по столовой – не подойдет в силу возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Поощряйте детей за стремление и успешный труд. Воспитывать привычку к трудовой деятельности необходимо с младшего возраста. Чтобы вызвать интерес рекомендую использовать яркие трудовые атрибуты (грабли красного цвета, ведерки цвета морской волны и пр.). Яркие игрушки привлекают маленького ребенка, поэтому и трудовые манипуляции с ними вызовут интерес у дошкольников.
Программа содержит в себе Комплексно-тематическое планирование (далее – КТП, которое отражает темы недель в каждой возрастной группе. Труд рекомендую планировать в раках КТП с целью лучшего усвоения материала. Например, тема недели во второй младшей и подготовительной группе «Перелетные птицы», дети подготовительной группы с целью трудового воспитания в рамках темы недели изготавливают кормушки для зимующих птиц из природного и бросового материала и вывешивают их на участок; дети второй младшей группы убирают снег из уже имеющихся на участке кормушек, кормят птиц. В описанном примере учтены и возрастные особенности детей и КТП.
Так как труд направлен на развитие у дошкольников физических качеств, мышления, познавательной активности, ответственности и самостоятельности, его рекомендую планировать с учетом интеграции нескольких образовательных областей, что поспособствует всестороннему развитию личности будущих Например, при теме недели
«Защитники Отечества» детям предложено выполнить флаги из тканевых лоскутов для украшения участка группы, в ходе работы дети проявляют познавательную активность, спрашивают о происхождении флага, о том, почему используются только три цвета, воспитатель в игровой форме удовлетворяет образовательные потребности ребенка. В итоге, состоялся ручной художественный труд и познавательное развитие. Далее можно организовать детей для работы по оформлению участка изготовленными флагами под патриотическую музыку, удовлетворив потребности детей в художественно-эстетическом развитии. Для младщего дошкольного возраста можно изготовить флаг, используя метод пластилинографии. Интеграция – важный момент в организации воспитательно-образовательного процесса.
Для организации труда возможно использовать вариативные формы детско-взрослого взаимодействия: игра (ведущая форма деятельности детей в ДОУ, индивидуальные поручения, чтение художественной литературы, коллективный труд. Для старшего дошкольного возраста этот список можно дополнить такими формами организации труда, как мастерская (в том числе детско-родительская, беседа, коллективные поручения и дежурство.
Так как родители – это полноценные участники образовательного процесса в современном детском саду, то их необходимо привлекать к сотрудничеству с целью трудового воспитания детей. Например, можно организовать детско-родительскую тематическую акцию «Сохраним природу вместе»(организовать раздельный сбор мусора внутри ДОУ, организовать конкурс совместных детско-родительских работ «Мастерилки» (из природного, бросового материала и т. д., организовать проектную деятельность «Наш любимый огород», включающую локации с «трудовыми» заданиями (посадить семечко, поливать, наблюдать за всходами). Необходимо давать родителям консультации по трудовому воспитанию детей (буклеты, карточки-алгоритмы ухода за культурами растений, стендовая информация, родительские собрания, мастер-классы, беседы).
Считаю, что родители как можно больше должны вовлекаться в образовательный процесс по трудовому воспитанию и не только. Так как для детей первый и главный пример для подражания это мама и папа. Только смотря на труд взрослых, ребенку с дошкольного возраста будет прививаться положительное отношение к труду.
И тогда главная задача современного воспитателя посеять в детях то зерно, которое вырастет в трудолюбие, будет выполнена.