Анастасия Канафина
Использование тренажеров для развития зрительно-моторной координации в работе с детьми с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее десятилетия значительно увеличилось число детей с различными видами нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениями в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
Цель:
1. Развитие зрительно – моторной координации и прослеживающих движений глаз.
Публикация «Использование тренажеров для развития зрительно-моторной координации в работе с детьми с нарушениями зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренажеры для глаз и зрительной гимнастики
- Темочки
2. Укрепление глазодвигательных мышц и снятие зрительного утомления.
3. Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул.
Задачи:
1. Снижение психической и зрительной утомляемости
2. Повышение остроты зрения
Особое внимание необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
Если обратиться к истории данного вопроса, то следует отметить, что ещё в своё время И. М. Сеченов установил «принцип согласования движений с чувствованием». И. В. Павлов писал «Давно было замечено и научно доказано, что раз Вы думаете об определённом движении…Вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите». Вся последующая история психофизиологии подтверждает справедливость этих важнейших высказываний, подкрепляя их новыми данными. В современной физиологии сенсорных систем понятие единства сенсорики и моторики стало одним из определяющих.
Тренажёры сделаны своими руками (немного фантазии плюс самоклеющаяся бумага разных цветов и картинки использованных книжек- раскрасок). Для расположения тренажёров использую любые свободные поверхности.
Важно не забывать ещё о таком виде тонкой моторики как глазодвигательный праксис, являющийся основой оптико-пространственной деятельности. Иными словами необходимо работать над формированием чётко скоординированных движений руки и глаза. С этой целью проводятся глазодвигательные упражнения. Их можно проводить, используя различные зрительные тренажёры. Цель проведения данных упражнений состоит в необходимости научить детей удерживать объект в поле зрения, следить глазами за перемещающимися в различных направлениях предметом без поворота головы в сторону его движения. На начальном этапе коррекционной работы ребёнок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет в пространстве; затем учится следить за движениями своей собственной руки, держащей искомый предмет и постоянно меняющий его расположение. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укреплять окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга. На заключительном этапе глазодвигательные навыки сочетаются с артикуляционным праксисом (например, глаза движутся в одну сторону, а язык в другую). При использовании тренажеров организм пробуждается от "спячки" включаются дополнительные "динамические резервы" для преодоления усталости, начинают работать "спящие", дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы. В последнее время велика популярность использование тренажеров в стихах. Они помогают настроить детей на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день. Ежедневные занятия с использованием тренажеров помогают снять напряжение. утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Тренажёр "Бабочка"
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и полетел.
Утром солнышко засияет
Бабочка с цветка взлетает.
Попорхает - утомится,
Отдохнёт - опять кружится.