Наталья Терещук
Использование в ДОУ технологии В. Ф. Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология В. Ф. Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» как средство создания здоровьесберегающей среды в ДОУ»
Творческий отчёт.
Важным периодом в жизни детей является дошкольное детство, когда ребёнок всесторонне развивается, когда активизируются и реализуются его потенциальные возможности, на раскрытие которых большое влияние оказывает организация здоровьесберегающей среды, и, соответственно, сохранение и укрепление здоровья детей. Сегодня весьма актуальна проблема здоровья дошкольников и реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей. Данная проблема возникла на фоне повсеместного использования сотовых телефонов, планшетов, компьютеров, которые существенно снижают двигательную активность ребят – если 20 лет назад большинство детей предпочитало вечером проводить время на улице, играя в разнообразные подвижные игры на свежем воздухе, то сегодня повсеместно дети уже в 3-4-хлетнем возрасте засиживаются допоздна за компьютерными и телефонными играми, оказывающими, несомненно, отрицательное влияние на их здоровье. Всё это, как уже было сказано выше, сказывается в дальнейшем на познавательной активности детей, на их обучаемости и, в целом, на формировании их индивидуальных и личностных качеств. Особенно остро эту проблему ощущают те, кто работает с детьми – учителя, ну и, конечно же, мы, педагоги дошкольного образования, воспитатели. Поэтому, на мой взгляд, одной из превалирующих задач современного дошкольного обучения и воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, создание среды, благоприятствующей этому. Нельзя сказать, что проблеме этой не уделяют абсолютно никакого внимания – нет, в последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. Однако на данный момент недостаточно раскрыты и включены в программу действительно эффективные методики, направленные на укрепление здоровья детей. Одной из таких методик я считаю технологию В. Ф. Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», главной целью которой является здоровьесбережение. Отсюда моя тема работы по самообразованию звучит следующим образом: «Технология В. Ф. Базарного «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» как средство создания здоровьесберегающей среды в ДОУ».
Публикация «Использование в ДОУ технологии В, Ф, Базарного „Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения“» размещена в разделах
На начальном этапе работы, проанализировав методическую литературу по данному вопросу, я отметила для себя основные направления технологии. Это:
- использование режима «динамических поз», т. е. работа не в одной позе, сидя за столом, а различная их вариация – стоя, лежа, на ковре, на полу;
- построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов (бумажные тренажёры В. Ф. Базарного с использованием сигнальных меток);
- применение массажных и коррегирующих дорожек во время занятий;
- использование физминуток;
- использование настольной конторки.
Последнее, к сожалению, является пока недоступным из-за отсутствия материального обеспечения.
Остальные же направления являются вполне доступными в плане реализации, поэтому основной целью моей работы стало создание здоровьесберегающей среды посредством использования вышеперечисленных технологий В. Ф. Базарного.
Задачи, поставленные на первоначальном этапе:
- изучить методическую литературу и сформировать список по данной теме;
- обогатить свой словарный запас;
- разработать анкеты для родителей и воспитателей ДОУ с целью выявления знаний родителей и воспитателей о способах, методах и технологиях здоровьесбережения, их непосредственного применения в детском саду педагогами и родителями дома;
- на основе анализа анкет, медицинских показателей (антропометрии, групп здоровья, заболеваемости детей) и наблюдения за физическим и психическим состоянием воспитанников составить аналитический отчёт, содержание которого продемонстрирует уровень организации образовательного процесса с позиции здоровьесбережения;
- систематизировать разновидности технологий В. Ф. Базарного в соответствии с возрастом детей (картотека, внедрить их в практическую деятельность (оснащение педагогического процесса бумажными тренажёрами В. Ф. Базарного, массажными дорожками, разработка картотеки физминуток);
- провести открытое занятие с применением технологий В. Ф. Базарного;
- разработать информационную памятку для родителей и воспитателей ДОУ по основным аспектам применения здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного;
- составить сравнительный аналитический отчёт уровня организации образовательного процесса с позиции здоровьесбережения и эффективности технологий В. Ф. Базарного.
В период с 2015 по2017 год в процессе работы данные задачи были разрешены:
- на первоначальном этапе был сформирован список литературы, касающейся этого вопроса;
- проведены анкетирование и входной анализ уровня организации образовательного процесса с позиции здоровьесбережения, которые показали, что технологии В. Ф. Базарного мало используются воспитателями на занятиях, родители о содержании и существовании данной технологии не имеют представления;
- ввиду всего этого собрана картотека технологий В. Ф. Базарного с учётом возраста детей, и, соответственно разработана информационная памятка для родителей и педагогов детского сада;
- педагогический процесс оснащен бумажными тренажёрами и массажными ковриками;
- также разработана картотека физминуток, проведено открытое занятие;
- составлен сравнительный аналитический отчёт уровня организации образовательного процесса с позиции здоровьесбережения и эффективности технологий В. Ф. Базарного, который подтверждает действенность применения технологии обучения в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения для улучшения здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях.