Папки-передвижки

Использование элементов ритмики и логоритмики в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями (из опыта работы)

татьяна фомина
Использование элементов ритмики и логоритмики в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями (из опыта работы)

В течение нескольких последних лет я использую в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, элементы ритмики и логоритмики. Движения в сочетании со словом и музыкой благотворно влияют на детей.

Каждое утро в своей работе с детьми я начинаю с массажа разных участков тела, языка, лица, пальцев рук, спины, артикуляционной гимнастики. Обязательно включаю в проведение данных процедур элементы ритмики и логоритмики. Стихотворное ритмическое сопровождение помогает детям сохранить правильный ритм движений и выполнять необходимое их количество. Дети с большим интересом выполняют массаж, артикуляционную и пальчиковую гимнастику под стихотворный текст, нежели под счет.

Публикация «Использование элементов ритмики и логоритмики в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями (из опыта работы)» размещена в разделах

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в работе с детьми с речевой патологией, имеет свои особенности. Однако, исходя из своих наблюдений, я вижу, что физкультурные руководители не подготовлены к работе с такими детьми. Поэтому вместе с логопедом разрабатываем комплекс упражнений, подвижные игры, которые наилучшим образом способствуют разрешению коррекционных задач.

Дети поступили в нашу группу соматически ослабленными, моторно-неловкие, не могли выполнить словесные инструкции с первого предъявления, так как не понимали. Дети не усваивали правила игры, плохо ориентировались в пространстве.

Все это заставило мне искать пути преодоления данных нарушений.

Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Также известно, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Поэтому я стала постоянно вводить в физкультурные занятия элементы логоритмики. Ритм речи, прежде всего стихотворный, речевой способствуют совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.

При проведении подвижных игр также использую ритмическое стихотворное сопровождение, так как во многих подвижных играх присутствует стихотворный текст. Игры развивают у детей воображение, потому, что дети выполняют в играх различные роли. Например, медведя, пчел в игре "Медведь и пчелы", совушки, бабочек в игре "Совушка", мышей в игре "Мышеловка" и другие роли.

Предварительно я проводила с детьми дидактические игры "Узнай по движению, кто это?", "Узнай, кто нарисован на картинке", предлагала ребенку изобразить движение какого-либо животного, а дети угадывали кто это. После того, как дети приобретали необходимые навыки движений, я вводила их в игру.

Хочу отметить, что ритмическое стихотворное сопровожденные облегчает процесс организации детей, организацию внимания.

На начальном этапе проведения музыкальных занятий музыкальный руководитель отметила, что у детей отсутствует чувство ритма, понятие - сильная доля не доступно для их понимания.

У детей не было согласованности движений с музыкой, пением, словом. Но после того, как мы с музыкальным руководителем стали постоянно вводить элементы ритмики и логоритмики в занятия, дети стали успешнее выполнять задания данного типа. У детей значительно улучшилось слуховое восприятие, музыкальный слух.

С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Для стимулирования речи детей использую изобразительную деятельность, которая как музыка и движения обладает определенным ритмом. У детей постепенно развиваются точность и плавность движения пальцев. Этому способствует следующее упражнение: обведение контуров предметов, рисование по точкам, штрихование. Прежде чем подвести детей к понятию ритма в рисунке, проводила наблюдения в природе. Например, рисование на тему "Топают ножки по дорожке". Наблюдение за следами на снегу. Обратила внимание детей, что расстояние между следами одинаковое, что чем больше след, тем больше расстояние и наоборот.

Рисование на тему "Капельки дождя" проводила наблюдение за каплями дождя на оконном стекле.

При рисовании использую речевое ритмическое сопровождение, пословное, с приговоркой: топ-топ, кап-кап, сверху вниз и т. д. это помогает активному переключению движений руки от одного элемента к другому.

Для развития у детей вкуса, а главное, понимания ими основных законов композиции (ритм, симметрия) незаменимой является художественно-декоративная деятельность.

С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение игрушки, поделки, развивающие воображение детей.

Свою работу в области художественно-декоративной деятельности я начинаю со знакомства детей с росписью Кировских игрушек (дымковская, филимоновская, где простые элементы узора чередуются в несложном орнаменте.

Учу детей согласовывать в своих работах размер и расположение элементов узора с формой украшаемой поверхности.

С помощью цветового круга помогаю определить цветовую гамму, найти середину украшаемой поверхности. Далее показываю детям, как заполнить центр пространства и расположить узор от центра к краю и углам в зависимости от формы бумаги.

Особое внимание обращаю на распространенный в народном искусстве прием окаймляющий дужку или окаймляющий край (подноса, тарелки и т. д.) он требует особой сосредоточенности. Рука, выполняя этот прием, делает одинаковые ритмические движения, это прием готовит руку к письму.

Таким образом, занятия изобразительной деятельности являются прекрасным средством тренировки руки, вырабатывают координацию движений, приучают к вдумчивому отношению к работе, аккуратности.

Элементы ритмики я использую также в свободной деятельности детей на занятиях по самокоррекции. Дети нанизывают бусы, чередуя их цветовую гамму, величину бус, их форму в определенном ритме; составляют узор из кубиков Никитина по образцу или своему замыслу; выполняют шнуровку из цветных шнурков. Это развивает у детей внимание, эстетическое восприятие, мелкую моторику, навыки самоконтроля.

Все перечисленные выше занятия пробуждают у детей инициативу, побуждают, развивают их творческие особенности, придают их деятельности поисковый характер (что очень ценно для подготовки детей к школе).

В заключении я хочу сказать, что использование элементов ритмики и логоритмики в своей работе позволило мне добиться хороших результатов в коррекционной работе, направленной на развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти, внимания, мышления, психомоторики и других процессов. Это особенно важно при подготовке детей к школе.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для ознакомления детей с пространственным значением предлоговДидактическое пособие для ознакомления детей с пространственным значением предлогов Дидактическое пособие для ознакомления детей с пространственным значением предлогов. Большинство детей с речевыми нарушениями испытывают.

Работа с чистоговорками На мой взгляд закрепление поставленного звука - это самый интересный этап работы. Еще бы! Ребенок с радостью начинает овладевать правильной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов ритмики и логоритмики в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями (из опыта работы)
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 21:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД