Ольга Соболевская
Использование элементов театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях.
Театрализованная деятельность – одно из перспективных направлений развития современного дошкольного общества. Она направлена: на развитие воображения, мышления и памяти, на развитие фантазии, коммуникативных, речевых, двигательных навыков, на развитие творческих способностей и интеллекта.
Публикация «Использование элементов театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одной из эффективных форм в музыкальном воспитании является музыкально-театрализованная деятельность. Она развивает и формирует творческую личность ребенка. Именно через театрализованную игру ребёнок получает много информации об окружающем мире, у него развивается такие психические процессы как память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое главное творит.
Дети очень любят музыкально - театрализованную деятельность. Ребенок, участвуя в ней, получает знания по литературе, театру, а также формирует артистические навыки, учит создавать новые образы. Кроме того, между взрослым и ребенком устанавливаются доверительные отношения.
Я считаю, что именно театральная деятельность является одним из эффективных способов развития музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. Ребёнок её понимает, ведь она связана с игрой, а игра, как известно, является доминирующим видом деятельности дошкольников. Всё, что ребёнок придумывает, каждое своё впечатление из жизни, он воплощает в свои действия.
При организации театрализованной деятельности мы столкнулись с тем, то детям трудно изобразить, показать образ того или иного героя, его эмоции, переживания, показать в движениях. Поэтому была поставлена цель: развитие творческих способностей через элементы театрализации. Именно музыкально – театрализованная деятельность помогает ему показать свои чувства и переживания.
В музыкально – образовательный процесс я включаю разнообразные формы организации театрализованной деятельности : театральные, хороводные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.
На своих занятиях я учу детей понимать язык музыки, выделять средства музыкальной выразительности. Так, включая детей в активное слушание, даю творческие задания придумать танец снежинок после прослушивания «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского, цветов, бабочек, гномов после знакомства с «Вальсом» данного композитора. В активном слушании, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учу передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ : изобразить эмоцию, например девочку, которой подарили новую куклу – «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Болезнь куклы» - дети изображают расстроенную девочку. Я использую такие средства на музыкальных занятиях, которые помогают детям понять музыку, её содержание, а в дальнейшем, выразительно исполнить какой – либо образ.
Чтобы у ребёнка появились нужные знания и умения, проявление творческих способностей, ему необходимы яркие впечатления.
Поэтому, с раннего детства необходимо приобщать детей к музыке, театру. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.
Театрализацию в работе с детьми используем с самого младшего возраста. Дети с радостью изображают в музыкальных играх, повадки животных и птиц: медведя, зайчика, петушка, лисичку, птичек. Так в первой младшей группе использую такие игры, как: «Ёлочка в лесочке» Селиверстовой, «С солнышком», «Кот» Насауленко, «Цветы и бабочки». В средних группах: «Волшебный посох деда мороза», «Волшебный снежок», «Летчики на аэродром», в которых дети изображают кенгуру, змей, тигров, обезьян, цапель. А когда в этих играх в последующем на праздниках участвуют родители, нет предела ребячьей радости. В старшем дошкольном возрасте игры усложняются, и дети показывают целое действо, например в музыкальных играх «Птинушки», «Шатер», «Углы», «Плетень».
На музыкальных занятиях использую хороводные игры, которые помогают развивать не только творческие способности, но и умение общаться, ведь участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок, что способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Характер исполнения движений уже поможет найти детям музыка, она придаст выразительность движениям. В своей работе я широко использую хороводные игры соответственно сезону и возрастным особенностям детей.
В развитии театрально - творческих способностей особую роль уделяю использованию различных игр на развитие выразительности движений и мимики, пластические этюды, что помогает в дальнейшем в разыгрывании ролей в спектакле на праздниках. Приведу примеры таких игр. Наши старшие воспитанники очень любят игру «Толстячки и худышки», в которой с помощью мимики показывают эмоции друг к другу, а самое главное, что в конце побеждает дружба и это, конечно сплачивает детский коллектив. Также дети любят в пластических этюдах изображать «Танец Розы», «Распустившийся цветок».
В младшем, среднем дошкольном возрасте даю такие творческие задания, изобразить, как ходит старичок – лесовичок, волк рыщет по лесу, заяц убегает, поджав уши от него. Нравятся детям игры с воображаемыми предметами, объектами, так например игра «Котенок», в которой я предлагаю взять на руки маленького, беспомощного котенка. И каждый ребенок берет воображаемого котенка и говорит ему доброе слово, гладит его, аккуратно передает другому. Таким образом, дети проявляют не только творческие способности, но и переживания, эмоции.
Обычно мои занятия заканчиваются пластическими этюдами с включением психогимнастики, что учит детей приёмам само расслабления.
И конечно, любая работа с детьми включает в себя работу с родителями и педагогами, потому, что в тесной взаимосвязи можно добиться результатов.
Таким образом, на мой взгляд, постоянное вовлечение, погружение в музыкально – театрализованную деятельность приводит к большим результатам в развитии творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности.
Благодаря включению элементов театрализации на занятиях дети нашего ДОУ начали проявлять творческие способности в разыгрывании сценок, сказок, не только на музыкальных занятиях, но и проявляют своё актёрское мастерство в утренниках. Дети могут показать эмоции, обыграть тот или иной образ. Но работу в данном направлении нужно продолжать и тогда дети будут более раскрепощёнными и покажут более высокие результаты.