Оксана Федулова
Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Федулова О. Ю. - учитель-логопед МБДОУ № 123
Речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной
деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет
познавательную и созидательную функции. В дошкольном возрасте идет
интенсивное освоение средств, форм и функций речи.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Особую роль для детей с ОНР имеет заложенный в занятии мотив. Причем роль мотивации в деятельности ребенка, по мнению Леонтьева А. А., Воробье-вой В. К. и др. не сводится к функции запуска, активации, т. е. некого психологи-ческого побудителя речи (а мы часто введем в начало занятия сюрприз, и на этом мотивация заканчивается). Грамотно заложенная мотивация опосредствует результаты деятельности на всех ее уровнях, влияет на структуру деятельности, на количественные и качественные ее показатели (это касается всех дошкольни-ков).
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть -задачи, которые необходи-мо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Методы ТРИЗ – РТВ как раз и становятся “пусковым” механизмом в станов-лении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протя-жении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответст-вующие им чувственные образы и понятия.
Остановимся на применении некоторых методов развития воображения и об-разной речи в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Метод фокальных объектов.
Возможности метода в группах детей с общим недоразвитием речи (ОНР) :
• активизация и пополнение словаря;
• работа над словами-признаками (например, согласование существительного и прилагательного в роде и числе);
• работа над уточнением семантического значения слов;
Мозговой штурм.
Метод является средством формирования диалогической речи.
Морфологический анализ.
Возможности метода в группах детей с ОНР:
• активизация и пополнение словаря
• согласование существительных и прилагательных в роде и числе;
• отработка предлогов, практическое употребление прилагательных со
значением соотнесенности с продуктами питания, материалом;
• подготовка к чтению;
• составление описательных рассказов по темам и др.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях
Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, ва-риативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в заня-тие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Упражнения с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуаль-ных и подгрупповых заданий на коррекционном занятии, способствует обога-щению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей с диагнозом ОНР.
Возможно использовать это приспособление для звукового анализа и синте-за слов. Ведь это один из этапов логопедической работы. Он вызывает наиболь-шие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благо-приятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. Развивать фонематический слух, учить детей звуковому анализу, закреплять знания детей о звуках, развивать зрительный анализатор, учить подбирать слова к схеме, соотносить схему со словом и картинкой. Вос-питательные: активизировать состязательные отношения между партнерами в процессе достижения выигрыша; побуждать соблюдать правила в процессе игры.
Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ в коррекционной рабо-те с детьми с речевыми нарушениями даё т несомненные преимущества:
в активизации познавательной деятельности детей,
в создании мотивационных установок на проявление творчества,
в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, сино-нимами и антонимами,
повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.
гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Фрагмент занятия «Про волшебный пряник- великан»
Цели:
• Развивать связную речь детей в творческой речевой деятельности
• Стимулировать собственные высказывания детей в форме вопросов, ответов, реплик.
• Развивать творческое воображение у детей с ОНР.
• Учить детей использовать при составлении сказок элементы анимизма (олицетворения, оживления).
• Учить высказывать варианты решения проблемной ситуации, искать способы решения методом «мозгового штурма».
• Развивать вариативность мышления, учить оценивать события с разных сторон, используя игровой приём «хорошо- плохо».
• Упражнять в образовании относительных и сложных прилагательных.
• Активизировать словарный запас детей.
• Воспитывать навыки коммуникативной культуры.
1. Речевая разминка «бином фантазии»
Составление предложений по двум картинкам, которые трудно объединить одним сюжетом (слон и ручка, обезьяна и кастрюля, расческа и лес, ложка и луна, колбаса и подушка).
2. Введение в тему :
Любите ли вы сказки?
А сами их сочинять умеете?
Сегодня мы с вами попробуем сочинить сказку вместе: я начинаю, а вы про-должите, согласны мне помочь?
Однажды мама купила Мише пряник, похожий на медвежонка Барни. Сел Миша за стол, налил себе молока и нечаянно пролил молоко на пряник. Как вы думаете, что стало с пряником?
Ответы детей. Выслушиваются все ответы.
Но пряник не растаял, а неожиданно стал расти. Он становился всё больше и больше. Скоро пряник не помещался на столе и ….
Варианты детей.
Пряник был очень добрым. Он отламывал от себя кусочек и угощал Мишу. А Миша за это его подкармливал. Чем Миша кормил пряник?
Ответы детей.
3. Отработка образования относительных прилагательных, сложных прилага-тельных.
Каждый день он кормил его разными сладостями, и пряник был всё время разный, с разными вкусами. Если Миша кормил его мармеладом, то пряник становился (каким)-….
Когда Миша кормил его шоколадом, то он становился …
От карамели пряник делался ….
От бисквита…
От орехов…
От мёда….
От клубники ….
От фруктов….
От молока….
Чем бы вы его стали кормить?
А какой будет пряник, если накормить его фруктами и молоком?.
4. Разрешение проблемной ситуации методом «мозгового штурма».
Так Миша с пряником и жили дружно, но пряник всё време становился больше и больше и всё время хотел сладкого. Он уже не помещался в доме.
Как Мише его накормить?
В чём давать еду?
В чём привозить продукты?
Чем отмерять продукты (молоко, мёд, варенье, шоколад?
Где он будет жить, спать?
Ответы детей принимаются все без исключения пока не найдено решение каждой проблемы.
5. Придумывание окончания сказки.
Что стало, когда про пряник узнали Мишины друзья?
Варианты детей.
Что делать потом, когда Миша один не сможет его прокормить?
Варианты детей.
Что будет, когда про пряник узнают во всей стране, во всём мире?
6. Приём «Хорошо- плохо».
Предлагается обсудить :хорошо или плохо иметь такой пряник?
Что хорошего?
Что плохого?
Для кого хорошо?
Для кого плохо?
7. Итог.
Что понравилось? Что запомнилось?
Хотели ли бы, чтобы у нас был такой волшебный пряник?
Может ли такое произойти на самом деле, в жизни, или только в сказке?
8. Нарисуйте вечером или в свободной деятельности свой пряник- великан с вашим любимым вкусом и мы устроим выставку ваших пряников.
Фрагмент занятия «Изобретаем новый стол» с использованием
технологии ТРИЗ для детей с ОНР
Цели:
• учить мыслить при помощи морфологического анализа, активно пе-ребирая возможные варианты, выражать замысел в рисунке.
• закрепить имеющиеся знания о различных видах столов,
их назначении, материалах; продолжать знакомить с трудом взрослых, в ча-стности, с новой профессией дизайнера,
• развивать аналитические функции мышления- умение выделять ос-новные признаки предметов: форму, цвет, размер, качество (материал, функ-ции (назначение) ,
• развивать творческое воображение детей- умение вообразить то, че-го нет в реальности, преобразовать реальные предметы, выделить положитель-ные и отрицательные качества нового предмета,
• развивать лексико-грамматический строй речи: продолжать учить образовывать относительные прилагательные,
• развивать навыки пространственной ориентировки на листе,
• побуждать развитие познавательного интереса к занятиям с исполь-зованием технологии ТРИЗ,
• воспитывать умение слушать сверстника и взрослого, не перебивая.
Материалы и оборудование: маркерная доска, индивидуальные морфотабли-цы, маркеры, фломастеры, стол «ромашка»
(фрагмент)
Воспитатель предлагает детям поиграть в новую игру под названием «Мы- дизайнеры». Выясняет наличие у детей представлений о профессии дизайнера. Знакомит с новой профессией- объясняет, что дизайнеры- это очень творческие люди, которые в своей работе изменяют знакомые нам предметы, улучшают, украшают их или создают нечто новое и необычное. Детям предлагается на некоторое время стать дизайнерами и попробовать самим придумать что-нибудь новое и интересное, а воспитатель им в этом поможет.
Выставляется маркерная доска с изображением морфологической таблицы, воспитатель объясняет, что эта необычная таблица поможет «молодым дизайне-рам» в творческой работе. Дети садятся за столы, где у каждого такая же своя таблица и набор фломастеров.
Воспитатель предлагает заполнить первый по вертикали столбик таблицы, назвав материалы, из которых можно сделать что-то новое. Это может быть дерево, металл, стекло, пух, вата, пластик, бумага, пластилин, кожа и др.
В первой по горизонтали строке- различные формы предметов
и др.
Кроме того, предметы бывают различных цветов- заполняется нижняя гори-зонтальная строка изображением цветовых пятен.
Воспитатель предлагает определиться с выбором: что будем изобретать? Вы-слушиваются ответы детей. Воспитатель подводит к придумыванию нового стола для новой игровой. Вместе с детьми выясняют назначение различных столов и заполняют правый вертикальный столбик. Отрабатывается образование относительных прилагательных : обеденный, письменный, компьютерный, кукольный и др.
Далее дети комбинируют разные признаки и получают варианты новых сто-лов. Это можно организовать при помощи игрального кубика, любой фишки, или вслепую указать на любое окошко таблицы Первый вариант в качестве примера приводит педагог (жёлтый, пластиковый, треугольный, компьютерный стол). Дети предлагают свои варианты
Все вместе обсуждают, что хорошего в новом столе, чем он может быть не-удобен. (Игра «хорошо-плохо»)
После этого предлагается как настоящим дизайнерам, зарисовать эскизы но-вых столов, чтобы их можно было «отдать» в мастерские.