Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

Татьяна Устимова
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. Аннотация. В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, занимательный материал, дети старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики [1].

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [3].

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость [2].

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Выше сказанное обусловило выбор мной данной исследовательской работы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда носит систематический характер. Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.

Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №158 «Рябинушка», в группах «Почемучки» и «Солнышко» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 40 детей 5-6 лет жизни, по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Детям были предложены задания с диагностического материала: Д/упр. «Зрительный диктант», «Назови пропущенное число», «Какие ты знаешь геометрические фигуры?», «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра», «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»[4] на выявление уровня по сформированности элементарных математических представлений.

В результате диагностики математического представления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне математического представления.

Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 4 (40%) человека, а в экспериментальной 3 (30%) человека. На среднем уровне ЭГ – 5 (50%) человек, КГ – 5 (50) человек. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого,чем в экспериментальной группе: КГ – 1 (10%) человек, ЭГ – 2 (20%) человека. В ходе диагностики было отмечено, что для некоторых детей указанные задания не вызвали затруднений, а у некоторых детей наблюдаются затруднения, ошибки в выполнении заданий, часто требуется помощь воспитателя. Все это говорит о необходимости разнообразить подходы, с помощью которых может произойти повышение уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень знаний в экспериментальной группе более наивысшему уровню знаний с этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.

Цель формирующего этапа стала экспериментальная апробация эффективности предложенных нами психолого-педагогических условий развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала. Для реализации работы на формирующем этапе эксперимента, нами был составлен перспективный план работы по математическому развитию с использованием занимательного материала для детей экспериментальной группы. А также использовали занимательный материал в виде математических загадок, задачи-шутки и игр для детей 5-6 лет. Чтобы проверить эффективность разработанной системы работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью занимательного материала, нами был проведен контрольный эксперимент.

Результаты математического развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе показали, что уровень детей ЭГ намного выше, чем у детей КГ, это обусловлено тем, что с детьми ЭГ проводилась работа, включающая реализацию предложенных педагогических условий.

Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 8 (40%) человека, а в экспериментальной 12 (60 %) человек. На среднем уровне в контрольной группе – 10 (50%) человек, экспериментальной группе – 8 (40%) человека. На низком уровне в контрольной группе – 2 (10%) человек, в экспериментальной ни одного человека.

Проведя сравнительный анализ полученных данных в начале и в завершении исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в формировании элементарных математических представлений, а вот в контрольной остались неизменными.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, развития логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс

лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. –Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014.

2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 1997.

3. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

4. https://infourok.ru/diagnosticheskie-materiali-na-temu-femp3065851.htm

Публикации по теме:

«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Опыт работы по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Анкета для родителей «Использование занимательного развивающего материала для развития математических представлений детей» Уважаемые родители! Просим Вас поучаствовать в исследовании, целью которого является выявление компетентностей родителей в вопросах использования.

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых приёмов при ФЭМП у дошкольников». Подготовила: Мураева Н. В. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в.

Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Чупова Наталья Сергеевна, воспитатель.

Презентация «Использование ИКТ при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников» Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот.

Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным Б. Паскаль Огромную роль в умственном воспитании.

Опыт работы педагога ср. гр. «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений» Аннотация Опыт Работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разработан педагогом муниципального бюджетного.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Презентация на тему: Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Актуальность: Огромную роль.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
  • Цветы
Автор публикации:
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 19:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки