Галина Колесникова
Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе
с детьми дошкольного возраста
Колесникова Г. В. , воспитатель, МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.
Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
- дети стали вести малоподвижный образ жизни;
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
- практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры;
- много времени проводят у телевизора и компьютера.
Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием:
- посещение разнообразных курсов и кружков не оставляют времени для игр на детских
площадках;
- лишает ребёнка общения со сверстниками в игре.
Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом
развитии детей. А настоящее время в ДОУ вводятся дополнительные развивающие
занятия:
- аэробика;
- ритмика;
- спортивные танцы;
- спортивные игры.
Всё больше появляется детских садов с бассейнами. Но всё же основная нагрузка в
плане физического развития детей ложится на физкультурные занятия.
Необходимо сделать так, чтобы физкультурные занятия стали действительно
развивающими, интересными, увлекательными, познавательными.
Поэтому, чтобы укреплять здоровье ребёнка, следует в систему физического
воспитания включать нетрадиционные занятия – различные по содержанию, структуре и
методике проведения.
Использование термина «Нетрадиционное физкультурное занятие» - предполагает
отличие от классической структуры занятия за счет:
- использования новых способов организации детей;
- нестандартного оборудования;
- внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия.
Оставив при этом неизменным главное:
- на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания
и развития ребенка;
- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение,
закрепление, совершенствование;
- содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению
тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических
качеств.
Выделяются следующие виды нетрадиционных физкультурных занятий :
- Развивающие занятия: «Театра физического воспитания дошкольников» - это
представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ, в которой дети вступают в этап
ролей или подражательной имитационной игры, выступая в ролях животных, птиц,
насекомых. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.
- Степ – гимнастика – это небольшая ступенька, приподнятая платформа. Главный
результат занятий степ – гимнастикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной,
сердечно – сосудистой систем, так как нормализуются артериальное давление,
деятельность вестибулярного аппарата.
- Эвритмическая гимнастика - это вид оздоровительно – развивающей гимнастики,
основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих
упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
- Фитбол – гимнастика – это гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре
напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной
формой, где есть: вводная часть, основная, заключительная часть.
- Стретчинг – гимнастика (гимнастика поз) – включает в себя комплекс поз,
обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц тела,
суставно – связочного аппарата рук, ног, позвоночника.
- Совместные физкультурные занятия родителей с дошкольниками - эффективность
занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации
детей и взрослых. Большую часть времени ребёнок выполняет задание вместе со
взрослым; при этом каждый из них выступает в роли партнёра, помощника, тренера.
- Танцевально – игровая гимнастика Са – Фи –Дансе - это нетрадиционные виды
упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым массажем,
музыкально – подвижными играми, играми – путешествиями.
- Занятие по единому сюжету:
построены на сказочной или реальной основе;
за основу берется классическая структура физкультурного занятия;
содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом;
тематика занятий должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям
детей:
«Репортаж со стадиона», «Цирк», «Поездка на дачу», сказочные сюжеты «Теремок»,
«Буратино» и т. д.
- Тренировочное занятие.
Предполагает закрепление определенных видов движений.
Обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике
его выполнения.
Структура тренировочного занятия может быть несколько нарушена:
исключаются общеразвивающие упражнения;
увеличивается время работы над основными движениями, элементами спортивных игр
при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.
- Занятие, построенное на одном движении.
Вариант тренировочного занятия. Для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов ( например: лазание).
Дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазаний по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т. д.
- Занятие, построенное на подвижных играх.
Предназначено для: снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой; закрепления движений в новых условиях; обеспечения положительных эмоций.
Вводная часть может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам
продолжит игра малой или средней подвижности.
В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности,
совершенствующие виды движений.
Заключительная часть должна обеспечить снижение нагрузки.
- Занятия, построенные на музыкально - ритмических движениях
Вводная часть состоит их разного вида ходьбы и бега под музыкальное
сопровождение, выполнение танцевальных движений.
Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики. После
нее целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы.
Занятие заканчивается хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.
- Занятия по карточкам.
Обеспечивает более дифференцированный подход при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительной группах.
После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок
получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные
движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана
последовательность выполнения движений.
- Занятия - походы.
Это ходьба на определенное расстояние. Она может быть обычной, а также с переходом определенном отрезке пути в спортивную ходьбу и даже кросс.
В содержание этих занятий включены:
разминка;
привал (большая пауза, необходимая для приведения пульса детей в норму);
спокойные словесные игры, пение
- Занятия с элементами спортивного ориентирования.
Дети делятся на 2 команды.
Получают маршрутные листы (на них схематично изображен участок, где будет
проводиться занятие, и путь следования команд).
Проводится разминка.
После неё, команды отправляются в путь в сопровождении одного из педагогов и
преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь
них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну или балансируют и т. д.
- Диагностическое занятие – это контрольное обследование выполнения основных
движений, которое проводится ежегодно в начале и в конце учебного года. Оно может
быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети
проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения
Нетрадиционные занятия увлекают детей своим разнообразием и доступностью. У детей
формируется интерес, потребность и осознанное отношение к занятиям физическими
упражнениями.
Список использованной литературы :
1. Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под редакцией
Л. Н. Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.
2. Козырева О. В. Лечебная физкультура М. - Просвещение. 2003 г.
3. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Под редакцией
Н. А. Мелехина, Л. А. Колмакова – Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2012г.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О. Б. “Весёлая физкультура
для детей и их родителей”. Ярославль - Академия развития. 2005 г.
5. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва – Гном Д 2003 г.
6. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении.
Москва – Скрипторий 2006 г.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией Васильевой М. А.
Москва – Мозаика – Синтез 2005 г.
8. Голомидова С. Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско –
торговый дом “Корифей” 2005 г___