Елена Чистикина
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками развития.
Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. Явления в обществе способствуют изменению мотивации деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют их физическое и психическое развитие. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В настоящее время возникает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения, создания здоровьесберегающей среды. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Роль учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста.
В последнее время признана первостепенной задачей физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей.
Логопедическое направление коррекционного воздействия педагогики является ведущим в нашем дошкольном образовательном учреждении. Я, как учитель-логопед принимаю участие в проведении медико-педагогических консилиумов, даю рекомендации педагогам по использованию логопедических упражнений в режимных моментах, организую обмен информацией, практическим опытом.
Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях использую следующие технологии : комплексы артикуляционной гимнастики, элементы логопедического массажа, методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения, кинезиологические упражнения, сказкотерапию, пальчиковые игры и другое.
Эффективным видом здоровьесберегающих технологий является кинезеология. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Замок» и др.
Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения. Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи детей с нарушениями речевого развития, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизартрическим компонентом.
Артикуляционная гимнастика. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Логопедическмй массаж нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, используются при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков, развивают самоконтроль и произвольность. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Упражнения на релаксацию используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство.
Упражнения на развитие общей моторики проводятся в игровой форме в середине занятия.
Работа по развитию мелкой моторики рук
• игры с малыми и большими мячами;
• игры с пальчиками;
• различные задания с раздаточным материалом и т. д.
Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь и параллельно автоматизировать проблемные звуки в свободной речи.
Изучая методическую литературу по логопедии, натолкнулась на очень интересные технологии, которые хочется попробовать на своих занятиях.
Алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым, используемый в подготовительной группе, состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
Аромотерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20–30 минут, т. е. занятие. Для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.
В результате вот такой проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной речи. Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.