Ирина Мироновская
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше уверенности в движении
детской руки, тем ярче речь ребёнка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее».
В. А. Сухомлинский
Современные условия жизни ставят новые проблемы и одна из них сохранения здоровья в образовательной области, где вся практическая работа направленна на укрепление здоровья детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста испытывают значительные умственные перегрузки, вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Комплексная помощь оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка через здоровьесберегающие технологии.
Развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Организуя работу по коррекции речи, кроме коррекционно-педагогических задач ставятся оздоровительные задачи :
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Система коррекционно-развивающей работы предполагает использовать на занятиях традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие приемы, методы и технологии.
Использование нетрадиционных методов оздоровления
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: дети ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы. Для этого можно использовать комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика».
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь. Весь комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» направлен на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук (массаж ладоней, кистей рук, общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений с использованием нетрадиционных атрибутов: крышечек, губок, карандашей, эспандеров.
Для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношения и речи, работа с детьми построена поэтапно, каждый из этапов выполняет индивидуальные задачи:
- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Внедрения системы игр и упражнений по биоэнергопластики
Первый этап - знакомство детей со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Процесс сопровождается движениями ведущей руки педагога и применяется, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
Второй этап - артикуляционное упражнение, сопровождаются движениями ведущей руки ребенка.
Третий этап - артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку. Важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Четвёртый этап - артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки.
Пятый этап - ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки.
Шестой этап - выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. Дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками, поэтому используются различные артикуляционные сказки, стихотворения.
Комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой
Упражнение «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Упражнение «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек, на счет 2 - ладонь сворачивается в кулак.
Упражнения «Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Упражнение «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Упражнение «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. В результате усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук.
Проведение комплексной психокоррекционной работы необходимо для преодоления трудностей в обучении и адаптации, Одним из составляющих элементов является кинезиологическая коррекция. Кинезиология - это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела. При использовании этих комплексов упражнений усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников
Когда дети научились выполнять пальчиковые игры даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, а потом самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Они проводятся ежедневно.
Упражнение «Ухо – нос». Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».
Упражнение «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение «Колечки». Поочередно соединить в кольцо большой палец от указательного к мизинцу (прямая проба) и от мизинца к указательному (обратная проба). Вначале упражнение выполнять каждой рукой отдельно, а затем двумя руками одновременно. Увеличивая скорость выполнения упражнения, следить за четкостью движений.
Упражнение «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Зрительная гимнастика
При проведении зрительной гимнастики у детей формируется представления о своем здоровье, о важности зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Зрительная гимнастика используется :
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
- для укрепления мышц глаз;
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. В качестве атрибутов использовать мелкие предметы, различные тренажеры, совмещая со словесными указаниями, с использованием стихотворений, потешек.
Глазодвигательные упражнения
«Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Ребёнок держит в руках игрушку и делает вращательные движения по кругу, прослеживая весь путь глазками.
«Глаз – путешественник». Совмещаем глазодвигательные упражнения с массажем кончиков пальцев. На пальчик ребёнку надевается прищепка. Двигая руками вверх, влево, вправо, близко к газам, далеко от глаз, следить глазами за движениями руки.
Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Существуют различные виды массажа, один из них - массаж ладоней, который стимулирует функциональное состояние коры головного мозга и усиливает ее регулирующую и координирующую функции.
Нетрадиционным методом является Су-Джок терапия. В основе метода Су-Джок лежит система соответствия или подобия кистей и стоп всему организму. В методике Су-Джок особое место отводится большому пальцу: на ладонной поверхности находится «лицо», а на тыльной стороне руки «затылок».
Актуальность использования массажера Су-Джок в коррекционной работе у дошкольников состоит в том, что:
1. Вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к обучению.
2. Массирование пальцев и ладошек оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствуя развитию речи.
Приёмы работы Су-Джок массажором : ребенок специальным шариком воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними, за счет этого повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям, вследствие происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
Игровой самомассаж колючим шариком «Су-Джок»
Ежик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет - ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем, (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем, (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки).
Массаж эластичным кольцом
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Это повторять несколько раз в день.
Игровой самомассаж пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей
Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)
Вот нашли большой мы пальчик, он попрыгает, как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Указательный поймаем и пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Применение Су-Джок массажёров в коррекционной работе способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты, а именно:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.