Ирина Лопатина
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
в логопедической группе для детей с ОНР
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» февраль 2018
Здоровьесберегающая технология : это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР :
• способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
• создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
• содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
• повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
• воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
Выделяют три группы технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения, гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Познавательно-речевое направление
• самомассаж активных точек;
• динамические паузы;
• релаксационные минутки;
• пальчиковая гимнастика.
Физкультурно-оздоровительное направление :
• дыхательная гимнастика.
• мимические разминки.
• пальчиковая гимнастика;
Художественно-эстетическое направление
• логопедическая ритмика театрализованная деятельность ручной труд
• логопедическая ритмика
• театрализованная деятельность
• ручной труд
Семейное воспитание
Вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми.
Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции общего недоразвития речи:
Артикуляционная гимнастика
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение поможет:
• улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
• улучшить подвижность артикуляционных органов;
• укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.
Су-Джок терапия.
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Массаж и самомассаж.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Релаксация.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.
Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Таким образом, использование здоровьесберегающих мероприятий в работе с детьми, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.
Список использованной литературы :
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет - М : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие - Спб: КАРО, 2001 г.
4. Зубович Е. В., Мещерякова Н. П., Леонтьева С. В. Коррекция стертой формы дизартрии - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста - Сост. Н. В. Нищева – Спб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим - М : ТЦ Сфера, 2004 г.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.