Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ

Виктория Черных
Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности детей с ОВЗ. Приведены примеры здоровьесберегающихтехнологий на основе которых строится работа с детьми.

В современном обществе сохранение и укрепление здоровья является очень актуальной проблемой. К сожалению, уже в дошкольном возрасте дети имеют в своем развитии те или иные отклонения. В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Психологи рассматривают их состояние как пограничное между нормой и патологией, которое при отсутствии коррекционно-профилактических мероприятий может привести к необратимым последствиям. Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателей и других специалистов необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого стабильного результата.

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из первых задач выделена задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей», а также немаловажной является задача «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья»).Сохранение и укрепление здоровья, как на специально организованной непосредственной игровой деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они соматически ослаблены, многие имеют хронические заболевания, кроме того, по сравнению со сверстниками, дети испытывают повышенную интеллектуальную нагрузку.

В нашем детском саду имеется группа компенсирующей направленности, которую посещают дети с ЗПР. Вся работа в этой группе имеет оздоровительно-коррекционную направленность и призвана способствовать общему физическому и психическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В своей работе по физическому развитию детей я важную роль уделяю здоровьесберегающим технологиям. Наблюдая, на своих занятиях по физкультуре за детьми с ЗПР для себя отметила, что они не способны выдерживать нагрузку в течение 30 минут из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. Все это быстро приводит к снижению интереса к заданиям, проявлениям негативных эмоциональных состояний, вялости у одних детей и возбудимости у других, в отказе от выполнения физических упражнений. В связи с этим стараюсь варьировать длительность занятия в зависимости от утомляемости и активности детей.

При подборе упражнений обязательно учитываю их сложность и физиологическую и возрастную возможность детей. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность. Особенно утомительна для детей длительная однообразная работа или упражнения, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты. Детям особенно нравятся упражнения и занятия с занимательным сюжетом, например: впереди болото, прыгаем как лягушата с кочки на кочку, летим как ласточки, перепрыгнем через веточки т. д. Все упражнения стараюсь проводить с музыкальным сопровождением, так как музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, придаетвыразительность движениям и самому занятию.

При выполнении физических упражнений нельзя забывать о дыхании. Ведь правильное дыхание обеспечивает работу мозга, наполняет его кислородом, стимулирует дыхательную, сердечно-сосудистую систему. Именно поэтому после интенсивной двигательной нагрузки на своих занятиях я часто использую дыхательную гимнастику, обращаю внимание на носовое дыхание детей, знакомлю с видами дыхания поверхностное, глубокое. Дети увлеченно выполняют дыхательные упражнения со звукоподражанием, любят сдувать воображаемые снежинки или листочки.

Нельзя представить себе развитие ребенка без свежего воздуха, ведь всем известен факт, что солнце, воздух и вода благотворно влияют на детский организм. Поэтому много времени с детьми уделяем закаливанию. Часто проводим занятия, развлечения на свежем воздухе, подвижные игры, в летний период активно используем обливание, босохождение, солнечные и световоздушные ванны, ходьба по траве и песку, умывание рук и ног прохладной водой, ходьба по дорожке здоровья обеспечивает тренировку защитных сил организма.

Нарушения деятельности центральной нервной системы отражаются на величине выносливости, так как дети не могут длительное время противостоять физическому и психоэмоциональному напряжению, поэтому совместно с психологом детского сада подобран комплекс элементов психогимнастики, что помогает формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР. Особенностью использования элементов психогимнастики, является создание образа (кошечки, гномики и т. д., находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Это способствует тому, что дети имеют возможность управлять своими эмоциями и действиями.

Большую роль на физкультурном занятии играют релаксационные упражнения, они позволяют успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности ребят, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться

В своей работе, я также использую гимнастику для глаз,так как с введением информационных коммуникационных технологий в нашу жизнь, глаза детей стали испытывать серьезные нагрузки. Детям нравиться поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль, интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него, рисовать глазами фигуры в воздухе.

Активное времяпровождение, развитие коммуникационных навыков и умение расслабляться – это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. В своей работе я также уделяю внимание развитию навыков самомассажа. Дети учатся массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание-сгибание пальцев. Особенно детям нравиться использовать массажные мячи, шарики, сосновые шишки, орехи. Очень полезным является массаж лица, он повышает интеллектуальную деятельность.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа не будет эффективной без взаимодействия с педагогами, дефектологом, психологом, медицинской сестры и конечно же родителей, которое осуществляется с помощью, консультаций, бесед, педагогических советов, совместных разработок. Систематически родители посещают дни открытых дверей в детском саду, родительские собрания, вместе с ребятами активно принимают участие в развлечениях, спортивных праздниках.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий можно считать основой образовательного процесса в детском саду, эффективность которых определяется грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей.

Библиографический список:

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

2. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.

3. Кузьменко М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика. Научно практический журнал «Инструктор по физической культуре».- 2008. - №2.-с. 38

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.:Проспект, 2013. – с. 160

5. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия /Под ред. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильской, Г. П. Поповой. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2008.- с. 135

Публикации по теме:

Использование современных инновационных технологий при обучении детей в коррекционной общеобразовательной школе Воспитанники коррекционного образовательного учреждения с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект.

Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек.

Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ Тема: «Лесное путешествие» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку.

Использование современных образовательных технологий на занятиях по физической культуре Технологии Здоровьесберегающая Используя эти технологии на занятиях по физической культуре я даю детям знания о здоровье; развиваю умение.

Использование современных оздоровительных технологий на занятиях физической культуры Слайд 1. Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду. Лэпбук (из опыта работы) 3. Лэпбук – как современная здоровьесберегающая технология. В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи,.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» «Использование современных здоровьесберегающих.

Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми среднего дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в познавательном развитии с детьми среднего дошкольного возраста» «Детям совершенно так же,.

Познавательный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ «Как у зайцев вышел спор» Методическая разработка познавательного досуга с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии дошкольников» Эвритмическая гимнастика – это вид оздоровительно.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 11:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фотоотчёт «Аппликация «Львёнок» из природного материала в средней группе»
Цель : выполнение аппликации в смешанной технике ( аппликация из природного материала и раскрашивание) Задачи: - Развивать творческое воображение и...
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Образовательный проект по окружающему миру «Домашние животные»
Введение: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Нет, это невозможно! Мы...