Виктория Казакова
Использование ЗСТ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – то составляющее жизни каждого человека, без которого трудно представить полноценное развитие и комфортное существование. Артур Шопенгауэр говорил, - «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровый образ жизни – значимый элемент, залог полноценной жизни в современном мире, постоянно претерпевающем политические, экономические, техногенные изменения.
Публикация «Использование ЗСТ в детском саду» размещена в разделах
На государственном уровне решается вопрос сохранения и поддержания здоровья, начиная уже с дошкольного детства. С первых лет жизни ребенок должен понимать ценность здоровья, знать и придерживаться правил здорового образа жизни. Иметь представления о том, как сохранить, поддержать и укрепить свое здоровье. Уметь разделять полезные и вредные привычки. Классифицировать продукты на полезные и вредные. Задача взрослого в этот возрастной период помочь ребенку освоить эти правила и нормы, сформировать и развить валеологическую культуру. Заложить культуру гигиены и культуру движений.
Государство заинтересовано в вопросе воспитания здорового поколения, компетентного в вопросе здоровья. Ведь здоровый человек – это человек, обладающий духовным, душевным, физическим и социальным благополучием. Воспитание должно начинаться с первых лет. В условиях образовательной организации одной из форм организации педагогического процесса выступают образовательные ситуации, при помощи которых можно осуществить процесс формирования основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Под образовательными ситуациями мы понимаем совместную деятельность педагога с детьми, в процессе которой решаются определенные задачи воспитывающего, развивающего и обучающего характеров. Ситуации должны быть актуальными, интересными, а главное учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, для того чтобы они могли проявлять свою субъектную позицию в этой совместной деятельности.
Таким образом, необходимо экспериментальным путем выявить особенности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Мы решили провести эксперимент с целью – выявить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Нами была подобрана следующая методика:
Методика 1 «Неоконченные предложения».
За основу была взята адаптированная диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни В. А. Деркунской. При помощи данной методики, мы выявили, каково отношение детей к своему здоровью и здоровью другого человека, уровень понимания и значимости здоровья для повседневной жизни.
Методика 2. «Портрет здорового и болеющего человека – отличия и сходства» - анализ продукта детской деятельности. Анализ данного продукта позволил понять видит ли ребенок разницу между человеком, который ведет здоровый образ жизни, и который его не соблюдает. Выделяет ли отличительные особенности во внешнем виде между здоровым и болеющим человеком, называет ли причины этих особенностей.
Методика 3. Диагностическая ситуация «Полезная покупка».
Анализ данной диагностирующей ситуации позволил выявить отношение ребенка к правильному питанию на примере полезных и вредных продуктов. Выявить умение разделять эти продукты и классифицировать, а также объяснить значение этих продуктов на предмет пользы и вреда для здоровья, аргументировать свой выбор.
Методика 4. «Правила здорового образа жизни».
Анализ конечного продукта позволил выявить представления ребенка о понятиях «полезные и вредные» привычки в контексте правил здорового образа жизни. Оценить умение классифицировать и аргументировать свой выбор. Выявить объем представлений и знаний в контексте составляющих ЗОЖ.
Результаты диагностики детей дошкольного возраста позволили нам выявить следующие особенности:
1. Дошкольники понимают ценность своего здоровья и здоровья окружающих людей.
2. Видят разницу в портретах здорового человека и человека болеющего. Определяют деятельность, которая способствует человеческому здоровью. Называют причины, пагубно и негативно влияющие на состояние организма в целом.
3. Имеют представления о правилах здорового образа жизни, выделяют привычки, классифицируют их на полезные и вредные для человека. Знают о правильном питании, дифференцируют продукты по значимости и пользе.
Также результаты исследования показали перспективные направления работы. Следует более детально остановиться на понятии здорового человека, какой он, что знает о правилах здорового образа жизни, как он их соблюдает. При диагностике дети показали, что имеют общие представления и знания в этой области различного уровня. Поэтому основная задача, которая встала перед нами – собрать все эти знания в единую картину восприятия. Анализируя полученные материалы, нами было отмечено, что старшие дошкольники редко затрагивали такие составляющие ЗОЖ, как режим питания и режим дня. Мы решили сделать акцент на эти направления, поскольку мало понимать только то, что правильное питание строится на использовании и употреблении в пище полезных продуктов, немало важной является и сама система организации этих приемов пищи. Понятие режима дня не было раскрыто в ответах детей, но является одним из главенствующих составляющих ЗОЖ. С дошкольного детства детям прививается соблюдение режима, последовательная смена видов деятельности. Мы посчитали целесообразным провести работу в этом направлении, показать значение сна и активной деятельности, необходимость сменяемости этих процессов.
Таким образом мы поставили перед собой цель - разработать цикл образовательных ситуаций по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Решение стало возможным через определение тематических циклов образовательных ситуаций, которые были нами разработаны.
Цикл 1 «Здоровый образ жизни»
ОС «Что мы знаем о здоровье или как не нужно себя вести»
Задача: актуализировать имеющийся опыт детей в области представлений о здоровом образе жизни.
Материал: наклейки с неправильным поведением и действиями, основа для книжки, фломастеры, карандаши.
Контекст ситуации для педагога: Воспитатель совместно с детьми составляет небольшую книжку, где демонстрируется неправильное и негативно влияющее на здоровье человека поведение и действия (например, ребенок одет в футболку зимой; поднимает упавшую на пол конфету и кладет в рот; сидит дому у компьютера, когда за окном хорошая погода и т. д.). К картинкам придумываются и записываются смешные фразы.
Контекст ситуации для детей: «Ребята, нравится ли вам читать смешные истории? Смотреть комиксы, смешные картинки? Хотели бы вы создать свою книжку с комиксами? У меня для вас есть много разных картинок, давайте их рассмотрим, что вы на них видите, можете ли вы назвать такое поведение правильным? Как бы вы назвали эту картинку? Теперь можем приступать к оформлению нашей книжки.
Направление развития ситуации: составление свода правил, направленных на поддержание и укрепление здоровья.
Цикл 2 «Режим дня»
ОС «Режим дня – что за чем и почему»
Задача: систематизировать представления о последовательности режимных моментов.
Материал: картинки с изображением режимных моментов с одним персонажем (подъем, зарядка, обед, прогулка, дневной сон и т. д.).
Контекст ситуации для педагога: Воспитатель просит ребенка о помощи: картинки перепутались в коробке, нужно разложить их в правильной последовательности, объяснить какое действие за каким происходит и почему.
Контекст ситуации для ребенка: «Мне нужна твоя помощь, в моей коробочке перепутались все картинки, на которых изображены действия мальчика Пети, где он выполняет различные действия в течение всего дня. Тебе необходимо разложить их в правильной последовательности, начиная с утреннего времени и заканчивая вечерними часами». (Ребенок выполняет задание, во время которого воспитатель просит объяснить, почему он выбрал именно такую последовательность режимных моментов).
Направление развития ситуации: сформировать представления о режиме дня как о важном компоненте здоровья и здорового образа жизни.
Цикл 3 «Страна Кулинарного Искусства»
ОС «Меню для ресторана здорового питания»
Задача: закрепить представления о правильном, здоровом питании.
Материал: конверт с текстом письма, шаблон меню, фломастеры, карандаши
Контекст ситуации для педагога: Воспитатель читает детям письмо из «Страны Кулинарного Искусства», где главный повар ресторана просит помощи у детей в составлении меню для его нового ресторана здорового питания. Воспитатель совместно с детьми составляет меню, записывает, дети оформляют.
Контекст ситуации для детей: «Ребята, к нам вновь пришло письмо из «Страны Кулинарного Искусства». Главный повар просит нам с вами ему помочь. В его стране открывается новый ресторан здорового питания, у него не хватает времени, не успевает составить здоровое меню для ресторана. Поможем главному повару? С каких блюд начнем? Что обязательно включим в наше меню? Я буду записывать названия блюд, а потом все вместе мы с вами оформим наше меню».
Направление развития ситуации: создать «банк» полезных для человека продуктов питания. Сформировать представления о витаминах, которые находятся вокруг нам – «Таблетки растут на деревьях, грядках».
Цикл 4 «быть здоровыми хотим: предупреждение болезней»
ОС «Рюкзак здоровья»
Задача: тренировать умение разделять полезные и вредные для здоровья привычки.
Материал: рюкзак, мыло, зубная щетка, мочалка, яблоко, пакет чипсов, скакалка, будильник, фитнес – браслет, полотенце, упаковка таблеток, морковка, плитка шоколадки, бутылка с водой, газировка Coca-cola, книги, карандаши, конфеты, шарф, шапка, кепка.
Контекст ситуации для педагога: Воспитатель собирает детей, рассказывает о том, что героиня мультфильма «Зверополис» крольчиха Джуди Хопс отправляется на специальное, секретное задание далеко от дома. Что ей нужно взять собой, чтобы не заболеть, а наоборот, оставаться такой же здоровой, в хорошей спортивной форме и с хорошим настроением? Воспитатель предлагает помочь Джуди и собрать для нее портфель здоровья.
Контекст ситуации для детей: «Ребята, знаете ли вы, кто такая крольчиха Джуди Хопс? это девочка полицейский из города Зверополис. Она вновь отправляется на специальное и секретное задание, чтобы помочь зверятам. Но поедет она в далекую страну, где дуют сильные ветра и очень холодно. Как вы думаете, нужно ли ей брать с собой какие – нибудь вещи? Может ли она заболеть при такой погоде? Что может помочь ей не заболеть, а наоборот, оставаться в хорошей физической форме, с хорошим настроением, зарядом энергии и сил? (Воспитатель выслушивает предположения детей). Ребята, а вы хотели бы помочь Джуди Хопс? Давайте соберем для нее портфель здоровья! Что мы с вами в него положим? После чего дети приступают к сбору портфеля, обсуждая пользу и значения каждого предмета для здоровья, который они в него кладут.
Направление развития ситуации: создать «банк» полезных для человеческого организма привычек.
Дошкольный возраст – главный временной период, когда происходит формирование физического и психического здоровья ребенка. Исходя из этого, важно на этом жизненном этапе сформировать у детей представления и практические навыки в области здоровья и здорового образа жизни. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для становления основ ЗОЖ. Ребенок 5 –7 лет начинает заботиться не только о себе, но и об окружающих его людях, ему становится интересен мир взаимоотношений, он стремиться установить причинно – следственные связи между событиями, появляется способность к логическому мышлению, в деятельности начинает занимать субъектную позицию, увеличивается потребность в познании чего-то нового и ранее неизведанного. К тому же, в это время происходит становление ценностей, формируется поведение, закладываются поведенческие привычки. Важно именно на этом этапе формирования личности заложить основы представлений о том, как правильно, каким образом, какими способами и методами заботиться, поддерживать и сохранять свое здоровье. Познакомить с основополагающими составляющими здорового образа жизни (режим дня, режим питания, двигательная активность, спорт, полезные привычки и т. д.) при помощи различных методов и приемов, в том числе практических.
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отметить, что здоровье – высшая ценность, которой может обладать человек. Народная мудрость гласит, - «Здоровью цены нет». Ребенок не в силах самостоятельно познать это, поэтому ему нужна помощь взрослого, который познакомит его с правилами, нормами и методами, которые станут основой для формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.