НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Публикация «Использования мнемотехники для развития речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе. Именно в дошкольный возраст ребёнок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится фонетически, лексически, грамматически грамотной. Сенситивный период развития происходит в дошкольном детстве, т. е. полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач:
• умственного;
• эстетического;
• нравственного воспитания детей.
Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте у детей расширяется круг общения. Они становятся более самостоятельными, и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
• монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто;
• в диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи
ребёнка – это моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно
представлять существенные признаки предметов, связи и отношения
реальной действительности.
Широкую известность приобрели работы А. Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи он использовал схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что
необходимо искать более эффективные методы обучения связному
рассказыванию, пересказу близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.
В чем особенность и значение моделирования?
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так, как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют :
• для обогащения словарного запаса;
• при обучению составленного рассказа;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихотворений.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т. п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Реализация проекта построена на следующих принципах:
• учет возрастных особенностей;
• индивидуальный подход;
• преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В работе над проектом применяются следующие формы и методы: представления занимательного материала.
• пересказ;
• рассказ по сюжетной картине;
• рассказ – описание;
• логопедическая сказка;
• с равнительное описание предметов;
• фрагментарное рассказывание по пейзажной картине;
• творческий рассказ;
• творческая сказка по силуэтным изображениям.
Согласно Федеральным государственным образовательным
стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие»
направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков
речевого общения с окружающими на основе владения литературным
языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры
• Обогащение активного словаря
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
• Развитие речевого творчества
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей удалось достичь следующих результатов:
• у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появился интерес к заучиванию стихов;
• словарный запас вышел на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Так постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Если в ходе реализации проекта дети приобретут и покажут знания, в развитии мышления, памяти и воображения. И так же научаться уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого. Тогда можно считать, что цели проекта достигнуты, задачи выполнены.