МААМ-картинки

Исторические аспекты развития сказкотерапии

Наталья Романова
Исторические аспекты развития сказкотерапии

Сказкотерапия прошла четыре этапа своего развития :

1. Устное народное творчество, начало которого затеряно в глубине веков, но процесс этот продолжается до сегодняшнего дня.

2. Собирание и исследование фольклора (сказок, мифов и т. п.)

3. Психотехнический этап – применение сказки как метода для психокоррекции и психодиагностики в современном мире.

4. Интегративный этап, связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии как органичной человеческому восприятию воспитательной системы.

Публикация «Исторические аспекты развития сказкотерапии» размещена в разделах

В начале 19 века перед Россией остро встала проблема культуры народа. Его духовного богатства и вопрос об общественной значимости народной жизни.

Все больше исследователей стали обращаться к фольклорному наследию народа.

И. П. Сахаров одним из первых начал собирать и записывать детский фольклор. Образцы некоторых жанров он опубликовал в «Сказаниях русского народа». Это были потешки, колыбельные песенки и детские игры.

Е. А Авдеева в своих воспоминаниях «Записки и замечания о Сибири» впервые дает живые зарисовки детского быта, песенки и прибаутки, услышанные ею самой в детстве. На основе собранных записей, она создала сборник детских народных сказок. Эта книга была предназначена не только детям, но и тем, кто работает с ними. В те годы, как никогда понимали педагогическую ценность народного творчества.

М. К. Азадовский в своих работах говорил о том, что перед русской общественной мыслью стояла задача издания полного собрания памятников народного творчества.

Достигнуть решения этой задачи, удалось П. В. Киреевскому только в 30- е годы. Он сумел создать своеобразный собирательский центр и привлечь к делу собирателей русского фольклора от выдающихся современников до Гоголя и Пушкина. Это предприятие составило эпоху в истории русской фольклористики.

Новый этап собирания детского фольклора начинается с деятельности В. И. Даля (1801-1872). Начиная с 1842 года, он публиковал сборники текстов различных жанров фольклора.

Как будто через сито веков, русский народ просеял культурное достояние и оставил лишь самое ценное в народном творчестве.

Народное художественное творчество является неисчерпаемым источником нравственного и эмоционального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, прибаутках и других жанрах народного фольклора, на протяжении многих веков продолжает воспитывать в детях гордость за талант простого, русского народа. Вызывает интерес к выразительному слову и родному языку.

В народном фольклоре имеются свои жанровые способности, которые и придают ему устойчивость и долговечность.

Устойчивость и традиционность в сказочно – художественном творчестве выражается в словесном тексте, напевах, характере исполнения, передаче произведений из поколения в поколение, как правило, без значительных изменений, по истечении долгих лет. В произведениях сохраняется определенный сюжет и герои, а так же выразительное средство их исполнения. Традиционность и устойчивость в построении произведений не мешала сказочникам рассказывать сказки ярко, живо и красочно. Казалось бы, традиционные и устойчивые выражения, но представлены они в волшебных сказках довольно разнообразно, благодаря использованию различных языковых средств, характерных для фольклора. Это и многократные повторы, и уменьшительно – ласкательные формы слов, которые относятся к различным героям, и слова близкие по звучанию, но разные по значению и т. д. \

Традиция не может не иметь своей, социально – исторической основы, она всегда обусловлена важными жизненными обстоятельствами.

Первое – народное творчество в виде сказок, зародилось еще в первобытно – общинном строе. Тогда общественные формы жизни и быт людей были довольно устойчивы. Они и определили устойчивость сказочного фольклора. Сложившаяся в то время традиция была поддержана устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. Но традиция постепенно ослаблялась, этому послужили изменения самого характера жизни людей.

Второе – в сказочных произведениях ярко отражены важнейшие особенности реальной действительности, запечатлены яркие качества людей и природы. Это можно сказать не только о сказках, которые характеризуют общечеловеческие свойства людей, их духовный мир, чувства и переживания, но и о пословицах, которые служат жизненным обобщением, сохраняются и будут сохраняться веками.

Третье – сказочное творчество довольно точно отразило народные художественные вкусы, выработанные веками, а так же воплотило в себе принципы народной эстетики. Ценно это тем, что здесь воплощены объективные законы красоты.

Четвертое – все произведения сказочного фольклора, являются значительным художественным достижением людей. Они удовлетворяют эстетические и идейные народные запросы, а так же служат важной частью духовной культуры человека на протяжении долгого времени.

Таким образом, сказки можно назвать сгустком человеческой мудрости, опыта. В сказках отображены проблемы человека, встречающиеся ему в течение всей жизни, а так же показан процесс их разрешения.

Язык сказок доступен детям. Стоит услышать: «В некотором царстве, в некотором государстве», как ребенок уносится в мир фантазии, «покинув» реальный мир. Таким образом, у дошкольников развивается воображение, что необходимо для решения его собственных проблем.

Стиль сказки тоже понятен детям и не утруждает их к логическим рассуждениям. Дошкольники не любят наставлений, а сказка не учит их напрямую. Она предлагает образы, которые незаметно для себя помогают малышу усвоить жизненно важную информацию.

Сказки ставят и помогают решать моральные проблемы. Герои в них или хорошие, или плохие. Глядя на героев, дошкольник отождествляет себя с положительными героями, т. к. они его, как правило, привлекают больше.

Таким образом, сказки прививают и поддерживают в детях добро.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между героями, который вводит ребенка в круг таких отношений, которых в реальной жизни он может не заметить.

Какое же место занимает сказка, в работе по коррекции нарушений психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия «лечение сказкой», является методом, который использует форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапию используют врачи, психологи, педагоги и все находят в этом фактор, помогающий решить профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для дошкольника – это как психологическая консультация для взрослого.

Как и коллективность, традиция свойственна не только словесному фольклору. Присуща она и другим видам народного творчества, таким как музыка, танцы и др.

Публикации по теме:

Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования Методическая разработка на тему «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» МДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника» «Речевое развитие дошкольника 5-6 лет» Выполнила Демагина Ю. С. ГБДОУ детский сад № 94 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Технология сказкотерапии как средство коррекционного воздействия на детей раннего возраста с особенностями развития Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Мастер-класс «Использование сказкотерапии как средства развития творческих способностей» Мастер-класс Уважаемые взрослые, а вы мечтаете хоть иногда вернуться в детство. Как вы думаете, что объединяет детей, ставших взрослыми.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки»Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста «Психологические аспекты игровой деятельности детей раннего возраста». Составил: педагог-психолог Целищева Ю. Н. Рекомендации воспитателям.

Психологические аспекты психического здоровья детей В научном психологическом лексиконе существуют термины "психическое здоровье" и "психологическое здоровье". Если термин "психическое здоровье".

Современные аспекты СДВГ В настоящее время «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» превратился в актуальную медико-социальную проблему, решением которой занимаются.

Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника «Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника» Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №50.

Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исторические аспекты развития сказкотерапии
Опубликовано: 20 октября 2019 в 19:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД