Лучший педагог года

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений

Диана Квотченко
История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений

Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском районе приняла решение по включению казачьих традиций в процесс воспитания детей дошкольного возраста.

С 1987 года детский сад №8 был базовой площадкой по обучению дошкольников народному творчеству России. В 1990 году коллектив "Казачка" решил изучать культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань - наша Родина, и мы должны знать ее.

Публикация «История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений» размещена в разделах

Начало этой работы оказалось не легким : не было пособий и методик, что бы проводить с детьми подобную работу, отсутствовали специалисты - воспитатели. Не все в коллективе положительно встретили эту идею.

"Девчата в коллективе все молодые были, но в отличие от нас подобного образования не имели, а когда стали заниматься казачеством, возраждением его, не сразу поняли ценность и важность подобной работы, почему это надо. Некоторые стеснялись. А что стесняться того, где ты родился и вскормлен? Это твоя Родина. Почему мы должны стесняться говорить о казачестве?" - вспоминает Епифанова Е. В.

Воспитатели ездили по хуторам, станицам, встречались со стариками, собирая по крупицам знания о ремеслах Кубани, рассматривая изделия мастеров и мастериц.

Так научные экспедиции по сбору материала были проведены в станицах Кубанская, Безводная, Самурская, Черниговская, хуторах Малько и Николаенко. Фотографировали казачьи хаты, записывали заговоры, зарисовывали схемы вышивок и плетений, собирая образцы ремесел и систематизируя полученную информацию в альбом. Некоторые альбомы до сих пор хранятся в музеи детского сада. Там же были оформлены две казачьи хаты с кроватями, фотографиями, рушниками, веретеном, прялкой, коромыслом и т. д.

В 1991 году было принято решение направить воспитателя Т. Н. Дмитриенко для повышения квалификации в центр творцества Кубани под руководством В. Г. Захарченко г. Краснодара. Там она научилась художественным ремеслам кубанцев и, вернувшись в детский сад, совместно с заведующей Н. В. Епифановой и методистом В. К. Голубевой оформила "комнату народного творчества". Тут ежедневно собирались воспитатели и учились вышивать крестиком и гладью, вязать из ниток и шнура, плетению из лозы и листьев кукурузных початков. Все достижения воспитателей не остывались пылиться в коробках и на полках, а активно использовались в украшении детского сада.

Обучившись основам, было принято решение создать кружок по обучению детей старших групп и их родителей казачьим ремеслам. На занятиях дети учились вышивать, плести кружива, работать с соломой и глиной. Позже проводились выставки-продажи на городских праздниках и на вырученные деньги закупались ткани и нитки для вышивки.

Так при активном участии детей в группах стали появляться казачьи уголки, был открыт мини-музей казачьей утвари. С работами воспитателей не раз ездили на выставки в город Краснодар. "От нашей выставки вообще не отходили. И столько разных было экспонатов! Особой любовью у зрителей и комиссии пользовались вышивки с юмором, например как казачька гонит казака домой. И вышито все было очень красиво, поэтому никто не сомневался, что мы вернемся с дипломами и грамотами. " - рассказывает Е. В. Епифанова.

Вечерами во время таких занятий воспитатель В. К. Голубева, потомственная казачка, делилась своими воспоминаниями, в частности, о своей семье и о казачьем жизненном укладе. Тут же зазвучали первые казачьи народные песни. Видя все возрастающий интерес к фольклору общем и казачьей песни в частности, заведующая детским садом №8 Е. В. Епифанова обратилась к руководителю Кубанского казачьего хора станицы Кубанской Гвоздеву Николаю Викторовичу с просьбой обучить коллектив детского сада казачьей песни. Сложности были и с мелодической стороны, не все в коллективе пели до этого момента, но куда больше времени было потрачено на овладение кубанским говором. Продолжалось оформление альбомов по Кубанской культуре, где систематизировались песни по жанрам и записывались образцы малых жанров устного и песенного фольклора. Когда первые песни были выучены с детьми, было принято решение о проведении первого "Казачьего круга". Родители сшили всем детям казачью одежду, воспитатели так же пошили себе юбки и кофты. Все расшили и вышили сами, как научились на совместных занятиях. Пригласили Н. В. Гвоздева с его Кубанским казачьим хором станицы Кубанская,руководителей района, РОНО, и этот "Казачий круг" начали гимном детского сада, написанным воспитательницей детского сада №8 Л. Д. Козаковой.

Сложности были как и у всех государственных организаций продвигающих что-то новое, отличное от типичной программы обучения. Не было финансирования. Администрация даже не хотела позволить присвоить детскому саду №8 название "Казачек", что отразило бы суть и внетреннюю жизнь сада. Но коллектив не бросал начатое. И все так же собирался после работы на занятия по декоративному творчеству Кубани с элементами казачьего пения, которые давно стали для них доброй традицией и отрадой после насыщенного рабочего дня. "Казачий круг" проводился два раза в год ежегодно с приглашением на него носителей народной культуры и коллективов района. И в 1997 году после смены власти в администрации района детский сад с гордостью стал носить название "Казачек".

Идет работа по постоянной пропаганде народной культуры в средствах массовой информации: газетах "Вестник Предгорья" и "Апшеронский рабочий", телевизионный канал "Эдельвейс". Дети участвуют на всех городских праздниках с выставками, или песнями. А в 2007 году было профинансирована печать книги "Казачьему роду нема переводу. Метадические рекомендации по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере жизни кубанских казаков".

Публикации по теме:

Фоторепортаж с фестиваля казачьей культурыФоторепортаж с фестиваля казачьей культуры В 18 веке была создана Кавказская укрепленная линия и одним из новых оборонительных крепостей,которая потом стала административным центром.

Фотоотчет фестиваля детского творчества среди воспитанников дошкольных учреждений «Пчёлки на разведках»Фотоотчет фестиваля детского творчества среди воспитанников дошкольных учреждений «Пчёлки на разведках» Конкурс – фестиваль детского творчества среди воспитанников дошкольных учреждений в номинации: «Художественное слово» «Пчёлки на разведках».

Паспорт уголка краеведения в кабинете учителя-логопеда. Приобщение детей к ценностям казачьей народной культуры ПАСПОРТ уголка краеведения кабинета логопеда Цель: Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям казачьей народной культуры. Задачи:.

Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений Выстепление на педсовете на тему: "Проблема связанной речи в современной практике работы дошкольных учреждений. " из опыта работы воспитателя.

Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС до. Консультация для педагогов дошкольных учреждений Проведение музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Консультация для педагогов дошкольных учреждений)Федеральный государственный.

Сценарий к профессиональному конкурсу молодых педагогов дошкольных образовательных учреждений «Дебют» Голос из-за занавеса: От чего скучают дети, Кто, скажите, нам ответит, Кто найдёт к сердцам их ключик, Педагог, конечно, лучший! Выходят.

Сценарий проведения городских соревнований «Старты розовощеких» среди дошкольных учебных учреждений города РовенькиСценарий проведения городских соревнований «Старты розовощеких» среди дошкольных учебных учреждений города Ровеньки Место проведения: город Ровеньки, спорткомплекс «Юбилейный» Дата и время проведения: 01.06.2017г. 10.00ч. Перед соревнованиями звучат.

Сценарий проведения городского мероприятия ко Дню семьи, любви и верности для семей дошкольных учрежденийСценарий проведения городского мероприятия ко Дню семьи, любви и верности для семей дошкольных учреждений Место проведения: г. Ровеньки, Ровеньковская школа искусств №1 Дата и время проведения: 07.07.2017г. 15.30ч. Перед мероприятием звучат.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Учебно-практико-ориентированные семинары, как средство внедрения инновационных программ в практику дошкольных образовательных учреждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений
Опубликовано: 3 января 2018 в 15:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД