Наталья Щукина
Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной
деятельности.»
Цель: Ознакомление педагогов с принципами и методикой изготовления музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.
Задачи:
1) Повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах музыкального воспитания детей;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2) Развивать навыки свободной импровизации на музыкальных инструментах, изготовленных из бросового материала;
3) Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками семинара-практикума.
Наше выступление мы хотели бы начать со стихотворения А. Усачёва, которое называется
«Звуки»
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Идея использовать в работе с детьми дошкольного возраста самодельные музыкальные инструменты из бросового материала проста и мудра: детские музыкальные инструменты в первую очередь должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Они должны быть музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Первыми инструментами детей становятся шумовые, во всём их богатстве и разнообразии.
Как вы думаете, в каких предметах домашнего обихода дети младшего возраста могут найти источники звуков? (Ответы педагогов)
Совершенно верно: посудный оркестр на кухне, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох – всё это мир детской музыки! Такая музыка есть древнейшая, первичная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям, как игра в кубики, и к ней ребёнок должен прикоснуться в раннем возрасте, так как она – залог его будущего музыкального развития.
Использование самодельных музыкальных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. По вашему мнению, что развивает в ребёнке игра на самодельных музыкальных инструментах? (Ответы педагогов)
- творчество;
- воображение;
- фантазию;
- изобретательность;
- образность и вариативность мышления;
- слуховую память;
- мелкую моторику;
- музыкально-сенсорные способности (высота, тембр, темп, динамика, ритм).
Элементарное музицирование на самодельных музыкальных инструментах даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя: придумать свою музыку, изменить придуманное, «Изобрести» способ игры и т. д. Процесс варьирования всегда открыт и ограничен лишь желанием ребёнка продолжать игру с данным материалом.
Если же дети случайно сломают самодельный инструмент, то это не страшно: они вместе с вами смогут его сделать из незатейливых бросовых материалов. Ведь именно инструмент является для ребёнка символом музыки.
Прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, развешенные на прутике или стручке различных растений. В нашей же современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. И ограничиваются они лишь вашей фантазией и желанием изобретать.
Мы хотим продемонстрировать лишь некоторые музыкальные инструменты, изготовленные из бросового материала.
(Представление музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности, рассказ о методике их изготовления)
Теперь к вашему вниманию мы предлагаем несколько вариантов использования самодельных инструментов в музыкальной деятельности с детьми:
1) Игра «Зайка» - речевая игра для самых маленьких, которая обыгрывается как маленькая сценка. Каждую сточку считалки озвучивают на одном из шумовых инструментов:
Раз, два, три, четыре, пять! - кубики
Вышел зайчик погулять. - металлофон
Вдруг охотник выбегает, - барабанчик
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал! - крышки от кастрюль
Быстрый зайчик убежал! - маракасы.
2) Игра «Мышки» - проводится по тому же принципу, только педагоги после ознакомления со стихотворением сами подбирают инструменты для его озвучивания.
Вышли мышки как-то раз - бумага
Поглядеть, который час:
Раз, два, три, четыре! - бубен
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
Бом! Бом! Бом! - крышки от кастрюль
Убежали мышки вон! - разрезанная бутылочка.
3) Музыкальная игра «Два племени».
Жили-были два племени. Первое племя было мирным и называлось оно – Думсики. Второе племя было воинственным и называлось оно – Бумсики. Задача педагогов – распределиться на две группы, выбрать подходящие для своего племени инструменты. Под музыку «Контрасты»
Педагоги по очереди, в соответствии с характером музыки, играют на своих музыкальных инструментах.
4) Музыкальная игра «Оркестр» - педагоги в кругу исполняют друг за другом по одному звуку на инструменте. Темп постепенно нарастает.
5) Музыкальная игра «Дружные ребята»
Ну, ребята, не зевайте, педагоги передают по кругу
Инструмент передавайте! музыкальные инструменты
Только перестану петь
Надо весело звенеть.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля играют на инструментах
И любуется народ
Как же инструмент поёт!
6) Музыкальная игра «Клоуны» (с коробочками от «Растишки»)
В заключение нашей встречи мы хотим напомнить вам о том, что музицирование должно быть для ребёнка лёгким удовольствием, а не тяжким трудом. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений – можно ли назвать музыкой тот шум, который ребёнок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребёнок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог всегда безошибочно определит «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребёнком. Для более успешного творчества в работе с детьми мы хотим предложить вам памятку по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала.
Спасибо за внимание!