Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Хоровод — круглый год»

Светлана Дидыченко
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Хоровод — круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с методами и приёмами педагогической деятельности в разучивании хороводов и народных хороводных игр, обучение участников мастер-класса использованию фигур хороводов и народных хороводных игр в занятиях и работе с детьми.

Задачи мастер-класса :

познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми при обучении дошкольников хороводным движениям, хороводным играм;

Публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций „Хоровод — круглый год“» размещена в разделах

передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

способствовать внедрению народных хороводных игр в работу с детьми.

Методы и приемы: Практический, словесный, наглядно-двигательный.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук, экран.

СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА.

Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников

Подготовительно-организационный.

Цель: познакомить участников с разными методами и приёмами обучения дошкольников хороводным движениям и играм Приветствие участников мастер-класса.

Презентация теоретической части мастер-класса Включение участников в общий процесс;

Создание положительного эмоционального настроя.

Основная часть.

Презентация опыта работы по проблеме.

Практическая деятельность. Рекомендации участникам.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Участникам предлагается несколько видов фигур хоровода. Все вместе их выполняют (круг, улиточка, змейка) под музыкальное сопровождение.

Участники играют народные игры. Восприятие материала (участники получают информацию из опыта работы музыкального руководителя).

Выполняют задание, импровизируют.

Водят хороводы,

Проводятся игры по показу мастера.

Афиширование –представление выполненной работы.

Рефлексия.

Завершение работы. Методы: беседа, диалог, наглядный, практический, репродуктивный.

Педагог организует обмен мнениями :

Блиц-опрос по теме «Хороводная игра» .

Проведение анализа собственного психологического состояния.

I. Презентация теоретической части мастер-класса (3-5мин)

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мой мастер – класс будет посвящен хороводу и народным хороводным играм, а также их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского и коми народа.

Каждое слово, каждое движение откладывают отпечаток на душу и тело ребенка. Дети всем телом вживаются в жесты взрослого и подражают ему. Любой жест имеет продолжение в ребенке. Что переживает ребенок? Сначала — это чувства, потом — движение и понимание.

В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.

Наиболее легким и простым для детей дошкольного возраста является хоровод. Он имеет большое количество рисунков, множество построений и перестроений. Его движения наиболее просты в изучении детям.

Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т. д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Сколько земель, традиций, песен на Руси – столько и хороводов. И какими бы наивными не казались современному человеку задабривания богов плодородия или изгнания злых духов с помощью танца — это целый пласт культуры и народного сознания.

Например, Усть-Цилемские хороводы. Горочное «хождение под песню» исполняется и мужчинами и женщинами всех возрастов в традиционных костюмах несколько раз в день, а в полном виде — вечером, завершая собой празднество. В танец заложено 17 различных фольклорных сюжетов. Во время него обязательно используются 7 символических фигур. Хороводы и игры – верные помощники в организации детей. Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма.

Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодёжи обоего пола, на вольном воздухе, для пения с плясками.

В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего лишь из нескольких фигур, которые ограничено, переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Следующий вид хоровода это игровой. Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми.

Композиционно эти хороводы строятся по кругу или линиями, или парами. В центре круга – фигуры наиболее часто разыгрывается сюжет, происходит действие.

Методы, приёмы и формы педагогической деятельности.

Методика разучивания хоровода. Первая неделя — это погружение в хоровод, на второй неделе дети уже все знают, а на третьей повторяют сами. Все эти части взаимосвязаны. Благодаря длительному повторению одного и того же хоровода, у ребенка развивается память и формируется воля. Очень важным в хороводе является то, что мы всегда ходим по солнцу.

1. Для начала детей нужно научить держать круг. Круг символизирует солнце. Взявшись за руки нужно двигаться хороводным шагом вправо. Для отработки этих действий с детьми нужно изучить хоровод «Ровным кругом друг за другом».

2. В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель, который может образовать различные фигуры.

Жизнь ребенка в хороводе — это переживание им окружающего мира, и каждый ребенок берет для себя что-то свое из трех недель хоровода. «Гармоничная связь между жестом, движением, образом — золотое правило хоровода».

Итак, игровые хороводы. Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов и хороводных игр сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. В игровых хороводах есть сюжет, действующие лица.

Методика разучивания хороводных игр. …Играть в народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хороводной игры. При обучении детей хороводным играм я использую различные методы:

— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

— наглядно-двигательный (показ игр, отдельных ритмических сочетаний);

— словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений).

А, как известно, все народное – просто, доступно, интересно, не требует специального игрового оборудования. Печально лишь то, что подзабыто.

Алгоритм знакомства с хороводной игрой :

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра.

II. Практическая часть мастер – класса (10 мин).

А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса.

Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В танце – хороводе, особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают танец и помогают передать его содержание.

Руки в хороводе можно держать по- разному:

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу (плетень)

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

6) взявшись за руки у пояса.

7) в коми хороводах руки держали у пояса и слегка покачивали ими.

А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки. Поворачиваемся в одну сторону, сначала пойдём по кругу, а затем я приглашаю вас следовать за мной.

Хоровод (3 мин).

Итак, хороводы мы немного поводили, а теперь я предлагаю познакомиться и разучить несколько хороводных игр.

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой…

А теперь я предлагаю вам народные хороводные игры весеннее - летнего цикла, чтобы вы могли применить по возвращении в свои детские сады.

1. Хороводная игра «Заря».

Ход игры: выбирается водящий – заря-заряница, игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой, дети идут по кругу со словами :

Заря - заряница, Солнцева сестрица,

По небу ходила, лучи обронила,

Лучи золотые, Ленты голубые,

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

2. Хороводная народная игра «Дударь» или «Чиж»

Ход игры: водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.

Игровой текст: «Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище,

Его во колоду, его во сырую,

Дударь, дударь, Что болит?» - «Голова!»

Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».

3. Русская народная игра «Сокол и Лебёдушка».

Ход игры: Дети становятся в круг, с помощью считалки выбирается Лебёдушка и Сокол. Все дети идут по кругу и поют :

Вдоль по бережку лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В круг входит Лебедушка, Сокол выходит за круг. Дети, сужая круг, поют песню:

Не летай, ясный сокол, высоко.

Не маши да ты крылами широко, (2 раза)

Лебедь белая совсем недалеко.

В круг входит Сокол, кланяясь Лебедушке:

Ты, Лебедушка, лучше всех,

Ты, Лебедушка, краше всех,

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою поведу да далеко.

Все: Ты её, дружок, поймай.

А потом и забирай!

Сокол ловит лебедушку, если он поймает её, то берет её за руку и ведет по кругу русским шагом. Дети идут за ними и поют:

Вдоль по шелковой травушке,

По зеленой по муравушке,

Ведет сокол лебедушку,

Ведет белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Ой-ли, ой-люли, ой-люли,

Прямо к синему морюшку.

А если Сокол не поймает Лебёдушку, то выбирается другой Сокол и Лебёдушка.

III. Обмен мнениями, блиц- опрос, завершение мастер-класса (5 мин)

1)Обмен мнениями.

Как вы чувствовали себя в позиции участника хоровода?

Какие в связи с этим сделали для себя выводы, открытия?

Возник ли у вас интерес к обучению вождению хороводов?

Нотный стан- нотки впечатления от мастер-класса

2) Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Хороводные народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка, ленточка)

Главная роль в народной игре? (водящий)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей (правила игры)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок, в режимных моментах)

Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко». Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы…. (узнали).

Русские народные

Коми хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

Я уверена, что возрождение народных праздников с использованием хороводов и народных игр станет характерным общественным явлением в ваших детских образовательных учреждениях.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Инновационные технологии в соответствии с ФГОС ДО» Цель: показ приемов и методов работы для ознакомления детей с инновационные технологии в соответствии с ФГОС в ДО. Задачи: — познакомить.

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Изготовление совместно с детьми подарочных альбомов, рукописных книг»Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Изготовление совместно с детьми подарочных альбомов, рукописных книг» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим опытом по изготовлению подарочных альбомов и рукописных книг. Для этого нужно совсем немного.

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «В мире профессий» Уважаемые коллеги! Предлагаем вам стать участниками нашего мастер-класса, сегодня мы представим вам те методы, формы и приёмы, которые.

Мастер-класс «Мимозы для мамы» для педагогов младших групп дошкольных учреждений (лепка из соленого теста)Мастер-класс «Мимозы для мамы» для педагогов младших групп дошкольных учреждений (лепка из соленого теста) Предлагаю сделать с малышами красивую поделку - в подарок маме. Сделать такой букет смогут даже те ребята, у которых нет навыков работы.

Мастер-класс «Открытка папе к 23 февраля» для педагогов младших групп дошкольных учрежденийМастер-класс «Открытка папе к 23 февраля» для педагогов младших групп дошкольных учреждений Мы со своими ребятами сделали открытки в подарок папе. Получились симпатичные подарки. Может быть кому - то наша идея понравится. Что.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Хоровод — круглый год» (старшая группа) Тема: «Хоровод – круглый год» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о временах года, их признаках. Программные задачи: Продолжать.

Творческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» 2016–2017 годаТворческий проект по теме робототехнических соревнований дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» 2016–2017 года Инженерная книгаСнегоуборочная машина РУКОВОДИТЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ТРАПЕЗНИКОВА Т. Н. Оглавление: 1. Визитка…3 2. Пояснительная.

Эссе «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников» «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши.

Эссе: «Партнерские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников». Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. На мой взгляд, ребёнок дошкольного возраста в большей степени подвержен влиянию.

Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников ЭССЭ на тему «Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Хоровод — круглый год»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 19:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Хоровод — круглый год»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дидыченко (УИ 221939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД