Елена Александровна Чеснокова
Итоговая интегрированная образовательная деятельность «Берегите первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников элементов экологической культуры.
Задачи:
• закрепить знания детей о растениях-первоцветах;
• расширять и углублять знания детей о проблеме охраны первоцветов в природе;
• мотивировать дошкольников на осознанное участие в охране окружающей среды;
• воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;
• воспитывать бережное отношение к первоцветам;
Публикация «Итоговая интегрированная образовательная деятельность „Берегите первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
• активизировать познавательную деятельность;
• развивать связную речь; коммуникативные навыки и навыки социализации.
Материалы и оборудование:
• шапочки первоцветов для экологической сказки «Как поспорили растения»;
• лепбук «Первоцветы»;
• папка-передвижка «Первоцветы»;
• дидактическая игра «Разрезные картинки»;
• заготовки будущих листовок - раскраски первоцветов на каждого ребёнка;
• аудиозаписи произведений: “Подснежник” П. Чайковского, “Шествие весны” Вивальди;
• цветок “Цветик-семицветик”;
• Красная книга растений России;
• выставка детских аппликаций и рисунков по теме «Первоцветы»;
• стенгазеты: «Спасём первоцветы вместе!», «Берегите первоцветы – весны первые приметы!»;
• книжки-малышки (самоделки) по изучаемой теме;
• два набора атрибутов для игры-эстафеты «Чей подснежник расцветёт раньше».
Предварительная работа:
• отгадывание загадок по теме;
• рассматривание папки-передвижки «Первоцветы»;
• чтение художественной литературы: стихотворений, рассказов, легенд;
• разучивание стихов и песен;
• изготовление поделок, книжек-малышек, рисование;
• проведение физкультминуток и подвижных игр;
• консультации для родителей «Развитие экологической культуры у старших дошкольников через проведение экологических акций» (март, «Правила поведения в природе» (апрель).
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо знать, беречь и охранять!
Ход экологической акции
Вводная часть
Дети заходят под музыку и становятся полукругом
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и гостям.
Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель: Что за волшебница приходит к нам?
Ответы детей: (весна)
Воспитатель: Весна – красивое, волшебное время года.
Ведущий: Назовите весенние месяцы? Вспомните, как в народе называют март, апрель и май?
Дети: март называют протальником, потому что появляются первые проталины.
Апрель - снегогон,т. к. солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи.
Май- травень, т. к. на деревьях распускаются почки, появляются листочки, травка, все вокруг зелено.
Весной происходит много чудес. Что бывает весной?
Ответы детей: (оживает природа, тает снег, становится теплее, прилетают птицы.)
Воспитатель: Давайте подарим весне добрую песенку.
Дети исполняют песню “Подснежник ”.
Воспитатель:
Действительно, весной все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, сугробы в лесу и на лугу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются раннецветущие растения, которые называются… первоцветами, подснежниками.
Игра-превращение «Мать-и-Мачеха»
Представьте, пожалуйста, что вы сейчас… цветок.
Отгадайте загадку и узнаете, какой.
Воспитатель предлагает детям превратиться в цветы Мать-и-Мачехи и показать, как они растут.
Воспитатель:
Сейчас вы превратитесь в цветы Мать-и-Мачехи. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. (присесть на корточки, сгруппироваться) Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши стебельки подросли, стали крепкими. Вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели пушистый желтый цветок, похожий на солнышко!
Воспитатель:
Ребята, вспомните, пожалуйста, за какими первоцветами вы наблюдали у нас на участке. Покажите их в папке-передвижке. (Пролеска, крокусы, ветреница, ключики, примула, хохлатка, гусиный лук, чистяк, нарциссы, тюльпаны.)
Сегодня тёплым майским днём, когда светит ласковое солнышко и дует лёгкий ветерок, можно не только увидеть первоцветы, но и послушать, о чем они говорят.
Представляем вашему вниманию экологическую сказку
«Как поспорили растения»
– Самое замечательное растение – это я, – сказала мать-и-мачеха. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех на первых проталинах!
– Подумаешь, – возразила медуница. – Я вот зацвела чучь-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение я, потому что самая разноцветная!
– Нашла чем хвастаться, – вступила в разговор пролеска. – Самая разноцветная… Я вот самая благородная. А почему? Потому что я не такая пёстрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо.
– Может быть, может быть, вы и смелые, и благородные, – задумчиво произнесла хохлатка, но я лучше вас, потому что я самая нежная. Хороший человек до меня дотронуться не решится, такая я нежная. Совсем недолго радую людей своей хрупкой красотой. А потом, ох, увядаю…
– Ну, нет, это ещё надо доказать, кто самый нежный! – обиженно воскликнула ветреница. – Меня вот от каждого ветерка качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите, какой у меня стебелёк – тонкий-тонкий…
– Ха-ха-ха,- рассмеялся чистяк. – И что же в этом хорошего? Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Какой я сочный, свежий, здоровый! Недаром меня чистяком величают. Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!
- Нашли, чем хвалиться, вступила в разговор сон-трава. Я напоминаю собой пушистый тюльпан. А цвету, даже если температура воздуха нулевая, так как моя чашечка собирает солнечное тепло.
Растения продолжали спорить: я самое лучшее растение! Нет, я! И т. д. Растения спорят наперебой.
Появляется зайчик.
Зайчик (пробегая) :
Да хватит спорить, кто милей,
Спасаться надо поскорей!
Как вам выжить! Вот забота!
Там березку рубит кто-то,
Дети цветы срывают.
Да букеты составляют.
Зайчик убегает.
Дети выходят на поляну. Оглядываются.
Девочка:
Ах, какой красивый лес
Полон сказок и чудес
А вокруг, смотри, цветы
Небывалой красоты…
Я такую красоту
Домой с собою понесу.
Ведущий:
С этими словами дети кинулись срывать цветы. Вскоре поляна опустела…
Только весенние цветы недолговечны. И сорванные быстро вянут!
Посмотрели дети на свои букеты, да и бросили их тут же на поляне.
Девочка: Фу! Веник!
Ведущий:
Вот букет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это вы срывали без разбора
Беззащитные и нежные цветки.
Зайчик: Для чего вы рвали их?
Дети: Не знаем!
Зайчик:
Быстро вянет нежный первоцвет –
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Ведущий: Поняли дети что натворили, красоту погубили, да было поздно.
Мальчик: Простите нас, мы больше так не будем. Покой цветов в лесу не нарушим! Ветки не сломаем…
Ведущий:
Очень просто погубить живое.
Ведь подснежники не могут вам сказать:
Все цветы (хором) :
"Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!
Ведущий: Ребята, весна очень подвижное, живое, весёлое время года. Предлагаю поиграть! Согласны? (Да)
Игра называется «Чей подснежник расцветёт раньше». (Игра- эстафета. Игровое оборудование:2 обруча, 2 набора частей подснежника: цветок, стебель, листья, луковка. Правила игры. Играют две команды. Первый игрок берёт одну часть растения и бежит к обручу. Кладёт её в обруч. Возвращается в команду, передаёт эстафету следующему игроку. И т. д. Чья команда первой соберёт подснежник, та и победила.)
А теперь более спокойная игра.
Пальчиковая гимнастика “Цветок”
Цветочек вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая “бутон”)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритм словам раздвигать и соединять пальцы)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – “корешками”)
Вечер. Цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени)
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель - научить детей различать осенние цветы.
"Цветы"
Наши нежные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки цветов колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши нежные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, почему нельзя рвать первоцветы?
Ответы детей: (в природе осталось очень мало, когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут)
Воспитатель: Если нельзя рвать первоцветы, что можно делать?
Ответы детей: можно: смотреть, нюхать и любоваться! Фотографировать, рисовать.
Выступление родителей:
Цветы – первоцветы занесены в Красную книгу.
- Ребята, а что это за красная книга, почему она красная? (ответ детей)
- В этой книге записывают все растения, которым грозит опасность исчезновения. Красный цвет обозначает: Внимание, опасность!
Почему же первоцветам грозит опасность исчезновения? (ответ детей).
Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: Ия, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
В красной книге записано «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат словно наказ людям.
«Дай вырасти, и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Показываю красную книгу России.
Воспитатель:
Что мы можем сделать, чтобы сохранить первоцветы?
Ответы детей.
Давайте изготовим листовки – маленькие плакатики, в которых объясним людям, что первоцветы надо беречь. Нельзя их рвать и вытаптывать.
Вам надо выбрать одну раскраску. Раскрасить её. Приклеить два запрещающих знака и призыв «Берегите первоцветы – весны первые приметы!»
Детская продуктивная деятельность : изготовление листовок.
Под музыкальное сопровождение.
Дети берут листовки в руки, встают в ряд.
Воспитатель:
- Выросший на лугу или в лесу цветок - «У себя дома». Не рви в лесу и на лугу цветы. Не топчи их.
Пусть красивые растения остаются в природе!
ПОМНИТЕ: что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Раздайте листовки нашим гостям. Пусть они расскажут другим людям о том, что первоцветы надо охранять.
Дети раздают листовки гостям.
Воспитатель: Сегодня мы говорили про удивительные цветы-первоцветы!
И я слышу цветов голоса:
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли.
Итог
Воспитатель:
Первоцветы – самые замечательные, самые красивые цветы. Поэты пишут о них стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные фотоснимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.
Подберите слова, которые похожи на первоцветы :
1. Желтый, как.
2. Круглый, как.
3. Мягкий, как.
4. Белый, как.
5. Пушистый, как.
6. Хрупкий, как.
Игра на внимание «Цветы».
- Ребята, если вы, услышите название растения – первоцвета, то приседайте, а если название другого растения, то подпрыгивайте на месте.
Название растений:
Ноготки, колокольчик, сон-трава, гусиный лук, калужница, хохлатка, василёк, гвоздика, медуница. Ромашка, астра, ветреница, нарцисс, георгин, пролеска, гладиолус, мать – и – мачеха. Роза, примула, ландыш, рябчик русский, тюльпан, подснежник, кислица.
Ответьте на вопросы:
- в какое время года появляются первоцветы;
- первоцвет, который дружит со снегом;
- первоцвет, у которого листочки с одной стороны теплые, а с другой стороны холодные;
-первоцвет похож на солнце;
-в названии первоцвета есть слово – мед;
-первоцвет, цветок счастья.
Ребята, глядя на ваши добрые лица, мы уверены, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями!