Наталья Прончатова
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой и Грамотной речи»
Цель: закрепить и обобщить знания, полученные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить следующие умения и способности:
- умение строить фразы, говорить внятно;
- умение правильно ставить существительные в форму множественного числа;
- умение самостоятельно составлять описание предмета, находить предмет по описанию;
- способность понимать значение предлогов;
- умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы и правильно их задавать;
- умение различать звуки;
- умение различать слова-антонимы;
- умение подбирать слова к обобщающему слову;
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Красивой и Грамотной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- умение отгадывать сказку по опорным словам;
- умение понимать смысл загадок.
Развивающие :
- развивать чёткое произнесение звуков, слуховое внимание.
Воспитательные:
Воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений.
Программное содержание :
Выявить уровень знаний детей.
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
Методы и приё мы: решение проблемной ситуации, постановка вопросов, дидактические игры, загадывание загадок, поощрение, игровая мотивация, активизация мыслительной деятельности детей, объяснения.
Оборудование:
Конверт с письмом, «Цветик - семицветик», на котором записаны задания; мячик, магнитная доска, шаблоны цветка, клей, кисточки, салфетки.
Ход занятия:
1 этап. Организационный
Воспитатель: Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня я предлагаю нам отправится в волшебное путешествие. Вы согласны?
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его.
«Здравствуйте ребята, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик- семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, поможем фее Цвета? (Да)
Воспитатель: Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии.
2 этап. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?
Воспитатель: Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:
1 лепесток
В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть признаки предметов
Если ручка сделана из пластмассы, то ручка (какая….
Стена из камня – стена (КАКАЯ) …
Матрёшка из дерева – матрёшка (какая….
Дом из кирпича – дом (КАКОЙ) … .
Мыльница из пластмассы – мыльница (КАКАЯ) … .
Дорога из песка – дорога (КАКАЯ) … .
Шляпа из соломы – шляпа (КАКАЯ) … .
Салфетка из бумаги – салфетка (КАКАЯ) … .
Коробка из картона – коробка (КАКАЯ) … .
Замок из железа – замок (КАКОЙ) … .
Ваза из стекла – ваза (КАКАЯ) … .
Сумка из кожи – сумка (КАКАЯ) …. И т. д.
Воспитатель: Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.
(переворачивает лепесток другой стороной)
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку. Давайте выполним второе задание.
2 лепесток. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель: Чтобы расколдовать следующий лепесток нужно будет к словам, которые я называю подобрать противоположное по смыслу слово, в этом нам поможет мяч.
Большой – маленький
Мягкий – жёсткий
Жара – холод
Тяжелый – лёгкий
Светлый – тёмный
Ложиться – вставать
Грязный – чистый
Говорить – молчать
Добро – зло
Воспитатель: Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
Воспитатель: Ах, как хочется, чтобы желания исполнились. Если бы у каждого из нас был цветик-семицветик, исполнились бы наши желания. Давайте изобразим цветочки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется, (Руки вверх)
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
3 лепесток.
Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок. Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Правильно. Видимо эти буквы заблудились, как вы думаете, мы можем оставить буквы в беде?
Дети: Нет, мы им поможем.
Воспитатель: Вот я вижу два домика: Один - красный, другой - синий. Как вы, думаете, что мы можем сделать?
Дети: Мы можем расселить буквы по своим домикам.
(Дети подходят, берут по одной букве и расселяют по домикам).
Воспитатель: Ребята, а почему вы поселили буквы в разные домики?
Дети: Потому что, гласные живут в красном домике, а согласные - в синем.
Молодцы, ребята, справились!
Воспитатель: Молодцы ребятки, вот мы и справились со третьим заданием, посмотрите, третий лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
4 лепесток. Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в множественное число.
Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
5 лепесток. Дидактическое упражнение «Найди звук»
Воспитатель: Я прочту скороговорки, а вы, должны внимательно слушать и определить какой звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши. (Ш)
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (У, Ж)
На горе Арарат растет красный виноград. (Р)
6 лепесток. Д/и «Буквы заблудились».
(Нарисованы буквы, под ними цифры)
- Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 7, и прочитаем, что получится.
(Дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку)
- А, получилось слово – РОМАШКА.
- Сколько слогов в слове – РОМАШКА?
(ответ детей – 3 слога).
- Какой мы слышим первый звук в этом слове?
(ответ детей - звук"Р").
- Назовите слова, которые начинались бы со звука"Р".(ответы детей)
- А какой последний звук в этом слове?
(ответ детей – звук"А").
- Назовите слова со звуком"А". (ответы детей)
- Молодцы, ребята, и с этим испытанием мы справились! Посмотрите, шестой лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток). Двигаемся дальше.
6 лепесток «Угадай сказку»
Воспитатель: Я буду вам читать отрывки из сказок, а вы должны отгадать из какой сказки этот отрывок.
Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (мойдодыр)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке. (Тараканище)
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего. (Телефон)
Чья это песенка?
«Если я чешу в затылке — не беда,
В голове моей опилки, да-да-да!
Но хотя там и опилки, но кричалки и вопилки
(а также шумелки, пыхтелки, сопелки)
Сочиняю я неплохо иногда, да!»
(Винни пуха)
Воспитатель: Молодцы ребятки, вот мы и справились с шестым заданием, посмотрите, шестой лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
Воспитатель: Вот и расцвёл «Цветик- Семицветик», вновь Фея стала радостная, она благодарит вас. Ребята, а вы хотите сами сделать цветик – семицветик из цветной бумаги? (Да). Ну, тогда, давайте присядем за столы, там вы найдете подготовленные шаблоны, и давайте их наклеим. Но для начала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
(Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево-вправо).
Наши алые цветки закрывают лепестки.
(Собрать пальчики обеих рук в щепоть).
Тихо засыпают, головой качают.
(Плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть, влево-вправо).
Воспитатель: Напоминаю вам как нужно приклеивать: берём на кисточку «капельку клея», капаем на середину и размазываем к краями, а затем приклеиваем к середине цветка. Какой красивый цветок у вас получился. Пора возвращаться в наш детский сад. Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в детском саду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! За вашу помощь, Фея передала для вас сладкие подарки.
3 этап. Заключительный
Рефлексия.
Что для вас было трудным?
Что понравилось?
А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах).