Валентина Сильванович
Из опыта работы «Обучение детей безопасному поведению»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Когда в окружающем нас мире увеличилось число промышленных аварий и катастроф, все чаще возникают опасности социального характера, отсутствуют у людей навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, актуально формировать у подрастающего поколения сознательное и ответственное отношение к личной безопасности.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов) огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда. Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). В работах отечественных психологов В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, Т. Г. Хромцовой, К. Ю. Белой.
Публикация «Из опыта работы „Обучение детей безопасному поведению“» размещена в разделах
Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
Цель
Цель «безопасного» воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случиться такое, то найдет из нее выход.
Нет большей заслуги, чем сбережение жизни детей, а самое трудное – это научить их беречь свою жизнь. И как сказал Дмитрий Иванович Писарев: «Родиться на свет – самая простая штука, но прожить на свете – это очень мудрено».
Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из форм совместной деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:
использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
поддержание адекватного эмоционального фона.
Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.
В качестве дополнительного материала я включаю в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.
Работа с родителями
Информационный уголок по безопасности, буклеты, памятки, домашнее задание, создание игровой развивающей среды.
Работа с социальными партнерами
Встречи с инспектором ДПС, мед. работниками
Развивающая среда
Настольно-печатные, дидактические игры, атрибуты к сюжетно –ролевым играм, , театры : настольный, пальчиковый, шапочки-маски, кукольный, дорожная азбука…
В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился.
В ходе проведенной работы я определила необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения : отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения.