Жанна Бородина
Опыт работы по лексическому развитию детей дошкольного возраста «Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Из опыта работы. Лексическое развитие детей дошкольного возраста.
"Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря"
Составитель:
Жанна Николаевна Бородина - воспитатель.
Сыктывкар, 2024г.
Публикация «Опыт работы по лексическому развитию детей дошкольного возраста „Игры и упражнения на обогащение и активизацию словаря“» размещена в разделах
2 младшая группа
«Кому угощение?»
Цель: формирование умения употреблять в речи трудные формы существительных.
Материал: картинки с изображением медведя, гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Ход. Детям дается задание распределить подарки между животными и назвать кому, какой подарок подойдет. Детям задают вопросы: Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Назови части предмета»
Цель: обогащение словаря существительными, развитие умения соотносить предмет и его части.
Материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
Ход. I вариант. Детям дается задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета.
II вариант. Каждый ребенок получает карточку с рисунком. Необходимо рассмотреть рисунок, назвать его и рассказать из каких частей изображенный предмет состоит.
«Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умения соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: мяч.
Ход. Воспитатель называет обобщающее понятие – овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Средняя группа
«Полслова за вами»
Цель: обогащение словаря существительными.
Материал: мяч.
Ход. Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
«Животные и их детеныши»
Цель: обогащение словаря существительными, закрепление в речи детей названия детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Материал: мяч.
Ход. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.
Группа 1. У тигра –, у льва –, у слона –, у оленя –, у лося –, у лисы – .,.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Материал: мяч.
Ход. Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет второе слово (шарик).
Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – тапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свекла – свеколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице. Перо – перышко, стекло – стеклышко.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение глагольного словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Материал: мяч.
Ход. Данная игра проводится в двух вариантах. В первом варианте воспитатель, бросая поочередно каждому ребенку мяч, называет какое-либо животное. Например: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья и т. д. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос. Например: мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает и т. д.
Во втором варианте игры воспитатель, бросая мяч ребенку, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. Дети должны назвать подходящих животных.
«Подскажи словечко»
Цель: обогащение глагольного словаря, мышления, быстроты реакции.
Ход. В этой игре дети становятся в круг. Воспитатель, в ходе игры бросая мяч поочередно каждому ребенку, задает вопросы: «Ворона каркает, а сорока? Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь?» Дети, возвращая мяч, отвечают: Сорока стрекочет. И т. д.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Материал: мяч.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
· 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
· 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
· 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
· 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
· 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)
· 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
· 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
· 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)
· 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.) и т. д.
«Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Материал: игрушки.
Ход. Воспитатель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Педагог рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
Старшая и подготовительная к школе группы
«Все наоборот»
Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы с помощью приставок.
Материал: две обезьянки (игрушки).
Ход. Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных детей.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица. (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет) и т. д.
«Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Материал: мяч.
Ход. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий – узкий.
«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Ход. Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала подошел к дому, а потом. (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером. (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом. (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они. (выбежали).
«Родная природа в стихах и загадках»
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход.
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.
Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)
Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Далее предлагает отгадать следующую загадку:
Что за птица?
Черная, большая.
Над землей повисла,
Солнце закрывая.
Крупными слезами
Эта птица плачет,
От нее подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)
И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:
черная.
большая.
темнеет.
скорее.
Найти слова-синонимы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
«Скажи похоже»
Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Материал: платок.
Ход игры. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
- Думать -. (размышлять, открыть -. (отворить, отыскать -. (найти, зябнуть -. (мерзнуть, поразить -. (удивить, шалить -. (баловаться, забавлять -. (развлекать, прощать -. (извинять, звать -. (приглашать, реветь -. (плакать, мчаться -. (нестись, вертеться -. (крутиться, опасаться -. (бояться, бросать -. (кидать).
Затем дети упражняются в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня. (жаркий).