Ольга Николаева
Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями. Именно благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми вступает в общение.
Эмоции – это та область, которой в процессе воспитания и развития детей в семье уделяется не достаточно внимания. Однако, развитие эмоциональной сферы дошкольников – очень важное занятие, ведь умение испытывать эмоции и правильно их выражать не дается людям автоматически при рождении, дети учатся этому, наблюдая, в первую очередь, за собственными родителями. А так как в настоящее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, да и родители, зачастую, зависимы от гаджетов и как следствие происходит недостаточное обогащение у детей чувственной и эмоциональной сфер.
Публикация «Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно, как результат совместной работы с детьми, педагогами и родителями, сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Так же важно отметить, что в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей -выступает в качестве основной приоритетной задачи дошкольного образования.
В результате наблюдения и диагностирования детей, еще в самом начале моей работы в детском саду, я увидела необходимость работы по эмоциональному развитию детей. Современные дети остро реагируют на окружающий мир, они менее отзывчивы к чувствам других, не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции, и поэтому чувствуют себя беспомощными и нуждаются в эмоциональной поддержке и в специальной организации работы по эмоциональному воспитанию. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников.
Проблеме эмоционального развития детей уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи, которые дают научное объяснение природы эмоций и чувств, однако в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросу природы эмоций. Но, несмотря на это, психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем.
Многие специалисты по дошкольному образованию утверждают, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с дошкольниками, могу сказать, что сейчас действительно редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, и все больше поступает от воспитателей и родителей обращений по проблеме эмоциональных нарушений, наличии страхов, тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости.
Современного ребенка важно научить понимать себя, свои эмоциональные переживания, соотносить их с эмоциями людей ближайшего окружения, научить изменять, корректировать свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Цель технологии: создание благоприятных условий для развития и укрепления эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• Изучать эмоционально-личностные особенности дошкольников и динамику их развития в ходе психолого-педагогического сопровождения
• Совершенствовать развивающую, коррекционно-развивающую работу по развитию эмоциональной сферы с воспитанниками старшего дошкольного возраста
• Содействовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах развития эмоциональной сферы дошкольников
• Обогащать развивающую среду в целях обеспечения эмоционального благополучия дошкольников.
Работа выстроена в 3 этапа :
• Подготовительно-диагностический
• Основной
• Рефлексивно-аналитический
В работу были вовлечены все участники образовательного процесса. И родители, и педагоги, и дети принимали активное участие. На всех этапах работы очень активно с родителями и педагогами мы общались с помощью сети Интернет: через электронную почту и мой личный сайт, через мессенджерыViber и WhatsApp, а так же некоторые консультации проходили с использованием программы Скайп.
На первом этапе были проведены психолого-педагогический мониторинг, психодиагностические обследования, индивидуальные собеседования с педагогами и родителями по итогам диагностики. А так же разработка рабочей программы, с составлением комплексно-тематического планирования, индивидуальных развивающих программ, подбор заданий, игр, музыкального сопровождения. Регулярно пополняются папки психолога в группах, в которые вкладывается полезная информация для родителей.
Результаты диагностики подтвердили необходимость разработки и проведения развивающих занятий, разработки рекомендаций педагогам и родителям и тесная совместная работа с ними, т. к. только при таком взаимодействии можно предупредить негативные тенденции в развитии эмоциональной сферы детей.
На основном этапе работа строилась совместно с детьми, педагогами и родителями, как с активными участниками образовательных отношений. В своей работе я использую различные формы взаимодействия с ними.
Так, с детьми, основной формой является специально организованные занятия с педагогом-психологом по развитию эмоциональной сферы. Так же использую совместные игровые сеансы с родителями, которые детям очень нравятся. Еще использую игры и пособия на развитие эмоциональной сферы (составлена картотека игр для использования как в детском саду, так и дома вместе с родителями). Положительный отклик получило совместное участие в конкурсах и акциях, в проектах. Дети и родители активно принимают в них участие.
В нашем ДОО созданы все условия для внедрения информационно-коммуникативных технологий, и я прошла обучение по работе со смарт-доской, я применяю это на практике, поэтому все занятия, консультации и другие мероприятия, проводимые в ДОО сопровождаются презентациями, развивающими компьютерными играми, дидактическими компьютерными играми и др. Мною разработана серия компьютерных игр-презентаций на развитие эмоциональной сферы, которые используются как сопровождение в образовательной деятельности.
Еще хочется отметить, что в связи с последними событиями в мире, связанными с ограничениями из-за новой коронавирусной инфекции некоторое время работа с детьми велась дистанционно. А так как я проходила обучение по использованию открытых онлайн ресурсов для организации дистанционной работы, мне это очень помогло. Большинство родителей с удовольствием откликнулись на мое предложение к такому виду деятельности. Я рассылала задания для детей, делала видео-трансляции, родители давали «обратную связь»- присылали короткие видео выполнения заданий, фотографии рисунков и т. д. Отзывы о проделанной работе были только положительные.
Подробнее остановлюсь на основной форме работы с детьми – это целенаправленная совместная организованная образовательная деятельность по Программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой, охватывая все возрастные группы. Цель данной программы создание условий для естественного психологического развития ребенка, а комплексность занятий учитывает развитие всех психических процессов, свойств и состояний, в том числе и эмоциональное развитие. В ходе развивающей работы дети знакомились с эмоциями, переживали эмоциональные состояния, вербализировали свои переживания, знакомились с опытом и переживаниями сверстников, а так же с тем, как и что переживали герои литературных произведений.
Ценность такой работы заключается в следующем:
• расширяется круг понимаемых детьми эмоций,
• дети начинают лучше понимать себя и других,
• у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
С детьми данная работа проводится в игровой форме по подгруппам 10-12 человек, 1 раз в неделю. Каждое занятие содержит несколько этапов:
• Организационный
• Мотивационный
• Практический
• Рефлексивный
В своей работе использую различные психолого-педагогические методы и приемы. В каждой группе, соответственно возрасту, создаются условия для проявления всех видов активности детей, развитию всех психических функций, для освоения разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. Так же обязательным условием для успешного развития эмоциональной сферы является создание благоприятной обстановки.
В каждой возрастной группе детей знакомим с определенным набором эмоций, доступных для их понимания, с пиктограммами, с мимикой и пантомимикой. В старшей и подготовительной группах – закрепляются все изученные эмоции, а так же работа ведется над развитием саморегуляции эмоциональных реакций, дети учатся различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. На занятиях с другими педагогами эти знания и умения закрепляются.
Так же в нашем ДОО активно пополняется развивающая предметно-пространственная среда, в том числе направленная и на развитие эмоциональной сферы. В сенсорной комнате созданы условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции своего поведения, тренировки процессов торможения, снятия мышечных зажимов. Дети с удовольствием занимаются там, и я вижу, как на них благоприятно действует взаимодействие с оборудованием «волшебной комнаты». В группах созданы и пополняются психологические уголки, большой вклад в их пополнение делают и родители и педагоги, поскольку видят положительный эффект. Так многие пособия сделаны своими руками и дети активно их используют в играх.
В каждой группе стало традицией каждый день ставить отметки в «Дневниках настроения», где дети с удовольствием выставляют свои фото к пиктограммам с эмоциями, тем самым отмечая с каким настроением они пришли в детский сад и если оно меняется в течение дня, ребята переставляют фотографию. Данная работа помогает концентрировать внимание детей на своих эмоциях и на эмоциональных проявлениях окружающих их сверстников и педагогов.
В каждой группе созданы уголки уединения, которые способствуют развитию и обогащению эмоциональной сферы, создают положительный микроклимат в группе, предупреждает чрезмерное возбуждение детей, которое ведет к утомлению нервной системы, а так же облегчает привыкание вновь поступивших в группу детей.
Для педагогов проводятся семинары-тренинги, мастер-классы, выступления на педсоветах, транслируется опыт в различных педагогических интернет - сообществах, и другие традиционные и нетрадиционные формы работы. Совместно со специалистами разработаны планы взаимодействия. С педагогами ведется очень тесная работа, поэтому они как во время образовательной, так и во время свободной деятельности закрепляют с детьми полученный материал по развитию эмоциональной сферы.
При встречах с педагогами и родителями стараюсь донести всю важность проблемы нарушений в эмоциональной сфере детей, объясняю возможные причины возникновения данных проблем в поведении детей, совместно вырабатываем стратегию дальнейшего развития эмоциональной сферы ребенка.
Родители, приводя детей в детский сад, зачастую сначала не понимают для чего нужна данная работа, с ними обязательно проводится родительское собрание на котором объясняется необходимость развития именно эмоциональной сферы, а когда видят даже небольшой результат - активно включаются в данную работу. Так у нас традиционно 2 раза в год, зимой и весной, проходят совместные занятия «Вместе весело играть», на которых ребята показывают чему они научились. Данные мероприятия всегда проходят весело, родители с удовольствием участвуют в играх вместе с детьми. Такие мероприятия снимают психоэмоциональное напряжение и усиливают психологическую связь между детьми и родителями.
Помимо совместных игровых сеансов с детьми для родителей проводятся открытые показы занятий, индивидуальные и групповые встречи, выступления на родительских собраниях, «круглые столы», и др.
Родители вместе с детьми активно участвуют в различных акциях и конкурсах, таких как «Мы разные, но мы вместе», посвященному Дню толерантности, «Мамочка любимая моя», посвященной «Дню матери» и других. Совместно изготавливают поделки из природных материалов, родители восхищаются и на своем примере показывают детям свои положительные эмоции, заряжают детей позитивным настроением, что так же способствует развитию эмоциональной сферы. Данная работа так же помогает сблизиться детям и родителям, это так же благоприятно сказывается на чувственном мире дошкольников.
Так же для родителей разработана и пополняется мини-библиотека «Мой ребенок», в которой собраны как печатные издания, так и электронные. Для заинтересованных родителей даю ссылку на книги, располагающиеся на яндекс-диске, где можно скачать и познакомиться с той или иной литературой.
Так же в нашем детском саду организована «Школа молодой семьи», которая так же способствует психолого-педагогическому просвещению родителей, в том числе и по развитию эмоциональной сферы. Здесь занятия проводятся так же совместно с детьми и проводятся в игровой форме. Мы разбираем темы, которые интересны и волнуют родителей.
На последнем этапе для родителей проведены семинары «Эмоции в жизни детей», «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», «Выходной день вместе». Проведены итоговые собрания и повторное анкетирование на тему «Мой ребенок», где выявились положительные изменения в познавательном развитии, поведении, общении и в психо-эмоциональном состоянии детей. В процессе совместной развивающей работы можно отметить положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей. Тревожность снизилась, взаимоотношение детей в группах улучшилось. Дети стали более дружелюбными, раскрепощенными. У многих детей исчезли проявления неуверенности, желания обидеть и оскорбить. Дети чаще стали играть в спокойные игры, перестали драться. В рисунках детей стали преобладать яркие цвета. Что свидетельствует о положительном эмоциональном фоне.
У детей расширился круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствовали развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.
Анализ результатов исследования особенностей использования мимики, пантомимики, умения выразить в речи различные эмоциональные состояния, а так же понимание графических изображений эмоциональных состояний показал, что у детей повысился уровень знаний об эмоциональных проявлениях, дети стали достаточно легко различать эмоциональные состояния, научились распознавать эмоциональные изображения, а так же без особых затруднений понимать эмоции и настроение других людей.
Качественный анализ результатов показывает,что именно в тесной совместной деятельности дети-родители-педагоги можно добиться максимально положительного результата в развитии эмоциональной сферы детей. Проведенная развивающая работа способствовала снижению отдельных нежелательных форм поведения (грубости, недоброжелательности, агрессивности). У большинства детей появилось желание выражать преимущественно положительные эмоции.
Я считаю, что работа по эмоционально – личностному развитию прошла успешно, и дети, и родители, и педагоги получили необходимые знания, умения и навыки.
Перспективу своей дальнейшей деятельности вижу в продолжение работы по формированию эмоционально- личностной сферы дошкольников, поиске и внедрении современных технологий. Так же планирую разработку системы занятий по развитию эмоциональной сферы в совместной деятельности для детей младшего и среднего возраста; обобщение и тиражирование опыта через средства массовой коммуникации: публикации, выступление на конференциях, методических объединениях; пополнение уголков психологической разгрузки новыми дидактическими пособиями и играми; сертифицирование Программы развития познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сенсорных модулей.
У меня есть свой персональный сайт и группа в социальной сети «Вконтакте», где выкладываю информацию, актуальную для родителей (отслеживаю запросы родителей). Родители имеют возможность задать вопрос или записаться на консультацию через через электронную, через мессенджерыViber и WhatsApp. А с помощью программы скайп пообщаться с психологом лично. Особенно активно это практикуют молодые родители.